Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
Lonerism — удивительный альбом австралийской психоделической группы Tame Impala, который сразу же стал культовым, а Кевин Паркер (да и группа) приобрели полубожественный статус. Несмотря на то, что это всего лишь их второй лонгплей, его ждали с трепетом. И это стоило того.
Сразу после выпуска Lonerism был назван классикой, а Кевин Паркер коронован подающей надежды рок-звездой.
Альбом выиграл J Awards в номинации «Австралийский альбом года». А от ARIA Music Awards получил награды как «Лучший рок-альбом» и «Альбом года». Также Lonerism был номинирован на Grammy в номинации «Лучший альтернативный альбом».
Запись стала своего рода новым глотком воздуха в мире психоделической музыки. Кевин соединил поп-мотивы с сюрреалистической звуковой разметкой, дав тем самым новое направление жанру psychedelic rock.
У Lonerism своя карма, своя судьба — такое не придумаешь нарочно. Когда альбом был наполовину записан, с Кевином Паркером произошел один занимательный случай:
В моем айподе были демо-записи, половина альбома. Но в моем рюкзаке была дырка и я выронил его где-то между Амстердамом и Лондоном. И больше всего меня беспокоило то, что наполовину законченный альбом может оказаться на YouTube или выйти под названием какой-нибудь голландской группы.
Слава богу, iPod был найден и возвращен автору, а демо-треки не слиты в сеть.
Не хотелось бы пускаться в сравнение Lonerism с предыдущим альбомом Innerspeaker. Ведь всегда так бывает, что на второй пластинке группа растрачивает свой потенциал, а идеи иссякают. Но не в этом случае. Lonerism звучит более чисто, (хотя эксперименты со звуком и концепция в сведении порой удивляют), музыка — более доступной, а стихи... А о стихах мы поговорим чуть позже.
Песни записаны преимущественно в австралийском городе Перт и Париже, где Паркер снимал квартирку. Впрочем, Кевин утверждает, что записывал альбом по всему свету:
Возьмем партию гитары — она записана в Вене, а вокал — в самолете Сингапур—Лондон. В Перте у меня есть своя домашняя студия, так что многое было записано и там.
Если в записи предыдущего альбома Innerspeaker принимали участие другие музыканты Tame Impala, то Lonerism — это абсолютно сольный альбом Кевина Паркера. В качестве исключения на записи отметился Джей Уотсон, сыграв на клавишных в Apocalypse Dreams и Elephant. Также на Nothing That Has Happened So Far Has Been Anything We Could Control засветилась французская певица Мелоди Проше. (К слову, ее альбом Melody's Echo Chamber продюсировал Кевин Паркер.)
Основа звучания — это психоделический вокал с использованием дабл-трекинга, отчего голос Кевина часто сравнивают с вокалом Леннона. Также отличительной особенностью стало использование аутентичных гитарных эффектов, типичных для психоделической музыки второй половины 60-х.
Особое внимание Паркер уделил ритмическим структурам, на которые и нанизаны мелодии, сразу откладывающиеся в памяти. Каждый пульс бочки, каждый том-том, каждый удар рабочего, каждый хэт и каждый шелест тарелки выверены и доведены до совершенства. Загадочные и странные звуки синтезаторов лишь подчеркнули «лсдшную» атмосферу пластинки.
Кроме того, запись включает в себя множество различных звуков, сэмплов и шумов, которые Кевин Паркер фиксировал на диктофон во время своих путешествий:
Я как одержимый записываю всякие звуки в разных местах. К примеру, если я на вокзале, я запишу звуки поездов или голос из мегафона. Я люблю звуки пространств. Для меня это сродни фотографированию. Мне нравится идея сделать коллекцию звуков различных предметов.
Одним из главных факторов успеха Lonerism стали поп-мелодии и «поэзия одиночества». Проверенный путь: этим в свое время воспользовался Курт Кобейн в Nevermind, чтобы достучаться до сердец миллионов.
Вот что говорит Кевин о себе и, как следствие, о стихах на Lonerism:
Мы стали много гастролировать и играть эти большие шоу, а также бывать в людных местах. Это напомнило мне то, как я, будучи ребенком, пытался быть «социальным» и общительным, но понимал, что это не мое. В последние годы, когда я стал общественной персоной, я стал понимать, что это мне действительно не близко. Все эти классные вечеринки лишь убедили меня в том, что я полный изгой. Часто в разговоре с кем-либо я чувствую себя глупо. Порой мне хочется сбежать домой и никогда не выходить из своей спальни.
Альбом открывает экспериментальная Be Above It. Сначала из пустоты появляется густой и плотный ритмический луп, поверх которого наложен бесконечно повторяющийся и сводящий с ума вокальный сэмпл:
Gotta be above it...
Звучит, как мантра или аутотренинг. Фактически, этот шепот — часть ритмического рисунка. Потом следуют вкрапления аналоговых синтезаторов — отдельными штрихами. И затем куплет:
And I know that I gotta be above it now
And I know that I can’t let them bring me down
And I gotta bide my time as a face in the crowd
And I know that I gotta be above it now
Интересное дело: каждая фраза звучит так, будто до нее было спето еще что-то. Подобный ход использует Old Man Canyon (судя по всему, последователь Кевина Паркера) в композиции Learn To Forget.
Если слушать внимательно, можно расслышать звуки шагов по тротуару. Кевин Паркер рассказывал, что записал их на диктофон, высунув его над улицей из окна отеля:
Улица имела необычный вид и благодаря этому реверберировала каждый раз, когда кто-то проходил. Вы можете заметить эти шаги по всему альбому.
Так что Паркер, воспользовавшись шагами, тактично отсылающими к пинкфлойдовской On The Run, создал интригу и загадку для внимательных слушателей, раскидав ее по трекам.
С первых аккордов Endors Toi понимаешь, что альбом обещает что-то такое, чего даже еще не осознаешь.
Здесь за дело берется электрогитара, начинающаяся с имитации акустической гитары, но плавно переходящая в глубинный fuzz. Поверх лезут многослойные синтезаторы. И уже сложно понять, какой инструмент «ведет».
После внушительного интро и следующей за ним «ямы», звучит единственный куплет:
Soothing repeat
I look down at my feet
It's a hypnotist's arm
And it works like a charm
But I won't be deprived
Real worlds, surreal life
Do or die
There is time
Go to sleep
You'll be fine
In the morning you'll find
Real life was such a grind
Off I go, day is done
Where a new one's just begun
После пения Кевина мы слышим гитарную алхимию, построенную на перегрузах.
Заключительный аккорд Endors Toi совпадает с первым аккордом следующей композиции. Т.е. здесь треки не перетекают из одного в другой как, например, в пинкфлойдовской пластинке The Dark Side Of The Moon или квиновской Sheer Heart Attack, но сочетание композиций, их порядок, аранжировки и даже межтрековая тишина подобраны педантично и профессионально.
Наблюдение автора:
Схожий прием «склейки» треков по звучанию концовки/начала можно неоднократно встретить на альбоме «Морская» группы «Мумий Тролль».
Фортепиано звучит сыро и гулко. При этом на каждый затихающий аккорд наложена его копия, только реверсивно. Затем вступает куплет:
This could be the day that we push through
It could be the day that all our dreams come true
For me and you
'Til we're at the end of just another day
На третьей строчке появляется писклявый синтезатор. А бас-гитара Hofner звучит очень по-битловски (на такой же играет Пол МакКартни). Затем Кевин пускается в фальцет и с натягом поет:
Oh it feels so real in my sleep
Never felt so good, so close I do with you
Until the day this could be feeling
Do you realize that I could feel it
Но после этих экстатических строк мелодия резко перемещается в минорные слои, а голос Паркера — в нижний регистр:
Everything is changing
And there's nothing I can do
My world is turning pages
While I am just sitting here
В «довеске» к припеву остается только синтезатор и акцентирующая вокальную линию электрогитара:
Well, am I getting closer?
Will I ever get there?
Does it even matter?
И потом вступают все остальные инструменты и трек входит в кульминационную фазу:
Do I really need it?
Wish that I'd remember
And I'm on the outcome
И после этой кульминации все резко обрывается и мелодия припева появляется вновь, обыгранная синтезаторами, словно это духовые — ах, как монументально!
Предлагаю вашему вниманию студийное live-видео, где ребята играют Apocalypse Dreams под психоделическую светомузыку:
Трек построен вокруг хитрого бита и перебивок, где в конце каждой первой фразы есть фишка с ударами барабанными палочками. Плюс правильный гитарный рифф, к которому далее присоединяются динамичный бас и наивный lo-fi синтезатор.
Здесь Кевин поет на два голоса, как в свое время это делали Леннон/МакКартни:
Feels like my life is ready to blow
Me and my love we'll take it slow
I hope she knows that I'll love her long
I just don't know where the hell I belong
И дальше:
But she was only messing around
Please, no more playing with my heart
Ooh, go with Mr. Right just for once!
Ooh, no more mischief with my mind
В названии композиции можно увидеть аналогию с Brian Damage (Pink Floyd).
На Mind Mischief было снято классное постановочное видео: красивая молодая учительница после уроков садится в свой Citroën 2CV, но тут к ней подсаживается главный герой — ее юный ученик, они вместе выкуривают косяк и предаются любовным играм. И далее мы видим уже анимацию, по настроению перекликающуюся с видео на Empty Spaces из пинкфлойдовского фильма The Wall. Впрочем, тема школы отсылает нас к Another Brick In The Wall.
Music to Walk Home By начинается с фазового эксперимента с синтезатором Moog. И затем вступает узнаваемый тэймимпаловский грув с синтезаторным бульканьем, и простым, но интересным рисунком ударных, сочной электрогитарой и звенящим вокалом Кевина:
But that's only when I think of you
Some vision that I hold on to
You know it's everything I do
You know it's everything I do
Тут удачно оформлены окончания этих строк, где Кевин дважды дублирует эти «think of you», «hold on to» и «thing I do» — в левом канале смягченная копия основного вокала, а в правом — на октаву выше.
В финальной части гитара актуально точно подчеркивает мелодию голоса:
Well it's getting late
I'd better go
I made it this far
As far as I know
На этом гитарном риффе трек уходит в бесконечность тишины.
Как обычно, трек начинается с шумового сэмпла и синта, плотно завернутого в эффекты. Перед началом куплета повторяющийся луп ускоряется, разгоняется и сливается с основной частью. А Кевин начинает петь:
Out of the zone
Trying to see
I'm so alone
Nothing for me
I guess I'll go home
Try to be sane
Try to pretend
None of it happened
Oh this old tree
Lonely old me
Whoops-a-daisy
I thought I was happy
Двух-аккордовая последовательность имитирует восхождение, которое в конце куплета обрывается, и «подъем» начинается заново.
А потом:
Aaaaah
Why won't they talk to me?
I thought I was happy
Причем, припев спет интересно: в многоголосом хоре один из голосов скатывается вниз на слове «me». А распевка «aaaaah» звучит точь-в-точь как у The Beatles в Lucy In The Sky With Diamonds.
Why Won't They Talk to Me? — это один из редких случаев, когда в музыке Tame Impala звучит акустическая гитара. Причем ее партия сыграна максимально просто и дает удачный инди-окрас всей песне.
А в конце звучит угроза в духе «вы у меня еще попляшете»:
But I don't even care about it anyway
I wouldn't listen to a word any of them say
They just talk about themselves all day
One day I’ll be a star and they'll be sorry
Пожалуй, самая интимная и печальная композиция на альбоме.
В самом конце снова на передний план выходит булькающий и ускоряющийся Moog, который обрываясь, сразу переходит в следующий шедевр.
Feels Like We Only Go Backwards сразу после выпуска получила негласный статус психоделического гимна XXI века. Или инди гимна, если вам угодно.
Трек построен по всем канонам поп-музыки. Это безусловный хит и один из главных шедевров Tame Impala. Причем, несмотря на незатейливую аранжировку и простое исполнение, в нем есть ряд особенностей.
Песню нужно слушать исключительно в стерео, иначе не прочувствуется ее аутентичность. В ней есть тот самый рок-н-ролльный дух 60-х.
Во-первых, здесь бас-гитара звучит только в левом канале (подсмотрено у «Битлз»), поэтому в одном наушнике «не прокатит».
Во-вторых, Кевин играет в диалог: каждую строчку начинает фальцетом, а заканчивает на октаву ниже. На самом деле, если внимательно вслушаться, вы поймете, что это две независимые и мастерски сведенные вокальные дорожки. Ну и любимые дабл-треки на манер Джона Леннона здесь особенно уместны.
В качестве дополнительного бонуса прилагается изрядно выделяющийся «теплый ламповый» шум пленки.
Стихи — это квинтэссенция безысходности (свойственная больше блюзовой поэтической традиции, нежели разноцветной психоделии):
It feels like I only go backwards baby
Every part of me says «go ahead»
I got my hopes up again, oh no... not again
Feels like we only go backwards darling
После припева, с которого начинается композиция, следует мрачный куплет в ре-миноре, исполненный непонимания:
I know that you think, you sound silly when you call my name
But I get it inside my head all day
When I realize I'm just holding onto the hope that maybe
Your feelings don't show
Фишка песни в многократном «эстрадном» повторении припева (чтобы публика запомнила слова раз и на всю оставшуюся жизнь) и отсутствии какого-либо соло.
Под конец, на N-ном повторе припева появляется fuzz-гитара, прыгающая из канала в канал и заполняющая своим непредсказуемым гудением все звуковое пространство.
Поскольку Feels Like We Only Go Backwards была выпущена синглом, то был снят и клип. В середине кадра — профиль головы, который движется сквозь мерцающие движущиеся геометрические фигуры с явным психоделическим подтекстом:
Гораздо увлекательнее смотреть как Tame Impala играют песню вживую. Предлагаю вашему вниманию фрагмент эпохального выступления на фестивале Glastonbury в 2013 году:
Наблюдение автора:
Следует отметить, что Tame Impala вовсю используют эстетику и фирменные образы, ассоциирующиеся с The Beatles: минималистичная ударная установка а-ля Ринго Старр, винтажные гитары Rickenbacker как у Джона Леннона, бас Hofner как у Пола МакКартни, усилители Vox AC-30, определившие в свое время звучание «британского вторжения».
Основа произведения — это двух-аккордовая последовательность, ранее уже встречавшаяся в предыдущих композициях. По атмосфере Keep on Lying максимально приближен к сольным работам Джона Леннона. Не в последнюю очередь за счет цифровой имитации электрооргана, зафуззованной гитары и размноженных на «Макинтоше» голосов из соседней реальности.
Замечательные стихи продолжают срывать покрова и поднимать «тайное»:
All I give are little clues
Maybe one day I'll get through
There is nothing I can do
I just keep on lying to you
I only need to say it's true
Only heart already knew
But there is nothing you can do
I just keep on lying to you
Запись голосов на вечеринке, приправленная эффектом задержки (delay) погружает в место действия. Эта атмосфера «праздника за закрытыми дверями» имеет очень крепкую связь с названием альбома и его обложкой. То самое одиночество и изолированность от «настоящей жизни».
Эта часть песни максимально отдает загадочной энергетикой The Doors. Похоже, это из-за «голосов в голове».
Там же появляется однообразное грязное гитарное соло на манер битловской Taxman. Да, не без великих сносок.
На редкость удачный блюзовый номер:
Well, he feels like an elephant
Shaking his big grey trunk for the hell of it
He knows that you're dreaming about being loved by him
Too bad your chances are slim
В одном из интервью Кевин Паркер сообщил:
Elephant — это одна из самых старых моих песен, ждавшая своего часа в архиве. Я не уверен, что мы не пробовали записать ее ранее, но однажды мы играли ее на саундчеке и каждый из нас заметил: мы должны поместить ее на альбом. Так мы и сделали.
По саунду и его фактуре — Elephant приближен к Led Zeppelin или The Who, а по атмосфере — к раннему Pink Floyd, где Сид Баррет еще не съехал с катушек:
He's got friends but they got fear
Wouldn't care too much if he just disappeared
Oh, look see there he is now coming down the stairs
Here he comes
Elephant оказался «смелым» и в денежных вопросах. Трек активно «крутился» в различных сериалах, а также «снялся» в рекламе телефона Blackberry Z10:
Песня была выпущена отдельным синглом и на нее был сделан психоделический lo-fi клип, в котором музыканты просто ее играют:
Романтическая короткая зарисовочка под звуки старинного синтезатора наподобие Korg и бэк-вокалы Паркера в духе битловского Revolver:
But she just won't believe me
She just won't believe me
I never meant to see him
But she just won't believe me
Ну и немного закомпрессованных гитар на манер Джорджа Харрисона.
И меньше чем за минуту трек резко обрывается и сразу же перетекает в следующий.
Соврешенно очевидно, что первая часть пластинки выполнена в атмосфере The Beatles, тогда как вторая часть — в настроении раннего психоделического Pink Floyd.
Песня начинается с точечных аккордов на все том же древнем синтезаторе. Поверх вступают обильные, но аккуратные перебивки ударных и тактичная электрогитара.
Куплеты состоят из длинных, почти речитативных фраз:
Nothing that has happened so far
Has been anything we could control
I have just been waiting for the perfect
Time to tell you I don't know
Maybe I'm just reading into it a
Little deeper than I should
We would make it easy we would take
It slowly if only we could
Затем мы слышим голос Мелоди Проше, которая в чисто французской манере щебечет не совсем разборчивый речитативный текст.
А потом следует длинный бридж:
Is it right?
Is it wrong?
I don't know
It's not the cause I'm fighting for
Anymore
But it sucks to keep on running
И после следует затяжное и бурное соло, сыгранное на синтезаторах и гитарах. Под конец неожиданно в звуковое полотно врезается губная гармошка (полагаю, это отсылка к ленноновской Being For The Benefit Of Mr. Kite!).
И вдруг звук стихает, и после микропаузы снова вступают «точечные аккорды» как и в начале. И Кевин опять поет:
Nothing that has happened so far
Has been anything we could control
I have just been waiting for the perfect
Time to tell you that I know
Every man is happy until
Happiness is suddenly a goal
I'll just be here waiting till the
Doctor calls and then I'll let you know
Особые красоты в Sun's Coming Up — это по-битловски звучащее фоно и зазеркальный вокал Кевина:
All those things I ever
Thought would never end
I think there now all memories
Since we ran the band
Watch the airplanes swaying
Coming in to land
Then my world is hanging
In someone else's hands
Удачная мелодия и потом минорный припев под классические аккорды:
I was a daring not much had chanced it
Oh my darling, why won't you answer?
Seven AM, midnight is over
Sun's coming up now, I guess it's over
Playing his guitar while he's dying of cancer
Oh my father, why won't you answer?
Seven AM, midnight is over
Suns comin' up now, I guess it's over
Вот и все! А дальше — почти 3-минутное буйство техники, эксперименты с примочками, педалями и процессорами. Этим хаосом и завершается эта загадочная пластинка.
Вот что рассказал Кевин Паркер о Sun's Coming Up:
Я шел с парковки на пляж рядом с моим домом в Перте. Там слышно как я иду по плавящейся дороге, покрытой гудроном, дует ветер, слышен шум волн и голос девушки в самом финале.
Обложка полностью сочетается с названием альбома и «одинокой» тематикой песен. Хотя если посмотреть на это с другой стороны, неужели какой-то забор может ограждать зрителя с обложки от праздника за оградой? Не в голове ли смотрящего это ограничение?
Фотографию сделал Кевин Паркер в Париже. На снимке показаны закрытые ворота главного входа в Люксембургский сад. При этом за забором происходит жизнь и веселье. А на табличке, которая висит на заборе, написано предупреждение по-французски, которое можно перевести так:
Вход с собаками, даже на поводке, запрещен дальше этого места.
На снимке есть артефакты в виде пятен засветки. Кевин считает эту фотографию гораздо более живой, чем может показаться при первом рассмотрении. И если смотреть на нее более вдумчиво, то можно понять, что «на самом деле, ты просто находишься по другую сторону забора».
На задней стороны пластинки помещена фотография Кевина, лежащего на полу квартиры в Париже, в экстазе играющего на бас-гитаре в окружении мириад устройств для звукозаписи.
Автор обложки — известный дизайнер Лейф Подхайски, который работал над оформлением альбомов Foals, Of Monsters And Men и многих других инди-исполнителей. Большинство его работ наполнены духом психоделии. Так что выбор был однозначно в его пользу.
Этот альбом неожиданно открыл новые слои и возможности для психоделического рока, поставив себя в пример всем, кто скептически утверждает, что эра «детей цветов» уже прошла. С полной уверенностью можно утверждать, что под эту пластинку еще долго будут изучать бесконечность граней реальности «цветы жизни» XXI века.
Фотографии взяты с официального сайта Tame Impala и их страницы на Facebook.
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.