Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
Sheer Heart Attack — альбом, который вывел группу Queen на новый уровень. Во-первых, к ним наконец-то пришел первый коммерческий успех (2-е место в британском хит-параде с песней Killer Queen). Во-вторых, их тогдашний продюсер Рой Томас Бейкер провел невероятную работу над звуком (а годом позже он сделал грандиозную A Night At The Opera), благодаря чему Queen нашли свой фирменный звук. В-третьих, они оказались умными людьми: получив доступ к качественной аппаратуре, начали использовать ее «в хвост и в гриву», выжимая из нее максимум. Прибавим к этому талант самих музыкантов и нестандартный подход к продюсированию. И в сумме получаем оригинальную новаторскую пластинку.
Стоит отметить, что песня Sheer Heart Attack в альбом не вошла и лишь через три года была доработана и издана на альбоме News Of The World.
Пластинка начинается со звуков ярмарки. Скоморохи, купцы и аттракционы. Затем вступает гремящая гитара и начинается история. В ней рассказывается о тайной любви Джимми и Дженни. Действие происходит на ярмарке:
Happy little day, Jimmy went away
Met his little Jenny on a public holiday
У обоих есть личные обязательства (семья и родители), но они их нарушают, при этом понимают, что их отношения обречены и скоро все закончится. Но их чувства должны остаться тайной. И после она пишет ему:
Oh no I must away to my Mum in disarray
If my mother should discover how I spent my holiday
А он ей в ответ:
Oh no I'm compromised, I must apologize
If my lady should discover how I spent my holidays
Музыкальная часть произведения на высоте. Фредди поет сразу «за двоих»: фальцетом (голос девушки Дженни) и баритоном (голос Джимми). В данном случае, раскладка ролей по стерео-панораме — хороший прием, иллюстрирующий диалог.
Еще один удачный момент есть на входе в припев: Меркьюри «съезжает» с фальцета на более низкие ноты, обыгрывая фразу «a little magic in the air», придавая строчке поистине магический оттенок.
А после идет многослойное гитарное соло Брайана Мэя, без сопровождения других инструментов, что в те времена было редким явлением (вернее, сопровождением являются несколько наложенных друг на друга гитарных партий). Через некоторое время на основе этого соло он написал длинное Brighton Rock Solo, которое исполнял в одиночку на концертах Queen (в это время остальные музыканты покидали сцену).
Мощный гитарный звук, богатый бас, широкий диапазон вокала Фредди — все это смешалось в сильный Brighton Rock. И несмотря на то, что это в общем-то хеви-металл, последний рифф и септ-аккорд завершают песню в классической блюзовой манере.
Killer Queen — это первый росток экстравагантного образа Фредди Меркьюри. Он был ценителем искусства, любил шампанское, высший свет, интриги и роскошь, играл на рояле, «нес балет в массы». Одним словом, богемный персонаж. Killer Queen как раз об этом:
Caviar and cigarettes
Well versed in etiquette
Extraordinarily nice
Не удивительно, что эта композиция попала в хит-парады. Ведь это не просто поп-музыка. Это хоть и короткое, но сложное произведение — в художественном и техническом планах.
Богатство деталей лишь подтверждает, что эта песня о даме из высших слоев общества. Никакого притворства и подражания — ведь перед вами настоящая породистая Королева!
Щелчки пальцами (ненавязчивая ссылка на другую песню из этого альбома — Flick Of The Wrist), плавучие фирменные квиновские подпевки («у-у-у», «па-па-пам», «та-та-там» и т.д.). На строке «dynamite with a laser beam» голос немного искажается, тем самым обыгрывая фразу «лазерный луч».
Особенно радует мелодия в стиле барокко, при этом она легко запоминается. И сложносоставное гитарное соло Брайана Мэя, записанное на несколько голосов, которое сперва дает о себе знать после первого куплета, но разразится в полной мере после второго. На Killer Queen он поднял свои способности аранжировщика и гитариста на совершенно другую высоту.
Ну а треугольник и китайские колокольчики фэн-линь (связь со строкой «meet a man from China») украшают аранжировку, наполняя трек ветерком (опять же, подчеркивается игривый характер героини песни).
В конце голос Фредди снова искажается фленджером, но уже на фразе «wanna try», предлагая слушателю тоже погрузиться в эту роскошную атмосферу, увлекая его за собой.
Стихи хороши и органично сочетаются с музыкой. В них столько всего собрано! Например, символы высшего общества:
She keeps Moët et Chandon
In her pretty cabinet
Черты характера королевы-убийцы:
To avoid complications
She never kept the same address
Немного политики:
A built-in remedy
For Kruschev and Kennedy
Замечательный купаж 1974 года! И на десерт редкая для Queen концовка — зацикленный повтор одной и той же музыкальной фразы. (Однако, к этому приему они возвращались и позже, например в We Will Rock You.)
А дальше идет поппури из трех песен: Tenement Funster, Flick Of The Wrist и Lily Of The Valley.
Барабанщик Роджер Тэйлор всегда выделялся среди других «квинов» своим рок-н-ролльным образом. Да и песни у него обычно про винил, гитары и быстрые автомобили. И Tenement Funster — не исключение:
Oh give me a good guitar
And you can say that my hair's a disgrace
Oh just find me an open car
I'll make the speed of light outta this place
Красивый гитарный перебор в начале окутывается шероховатым голосом Тэйлора, и после оборачивается в пробирающие до костей ударные.
После припева меняется тональность и звучит трагическое гитарное соло в минорном ключе (подобный трюк Queen частенько проделывали в других ранних композициях: скажем, в The March Of The Black Queen или The Prophet's Song).
А после второго припева, аранжировка «рассыпается», гитарное «мясо» заканчивается...
...рояльным этюдом, который буквально через несколько тактов сменятеся новой волной гитарного душа и переходит в более жесткую Flick Of The Wrist:
Dislocate your spine
If you don't sign he says
I'll have you seeing double
После этой фразы нас ждет колотушечная перебивка, очень напоминающая бит баддихоллиевской Peggy Sue.
Здесь Фредди прямолинеен: он осуждает музыкальную индустрию, которая выжимает из него все соки, опуская его до уровня музыкального автомата:
Reduce you to
A muzak-fake machine
Then the last goodbye
It's a rip-off
Но потом все обошлось: Queen разорвали отношения с менеджером Норманом Шеффилдом, который, мягко говоря, кинул ребят и практически ничего не выплатил за успехи альбома Sheer Heart Attack. На следующей пластинке «Ночь в опере» они продолжили «курс очищения правдой» (в песне Death On Two Legs). И мало того, поставили песню первой в треклисте, а в посвящении (Dedicated to...) даже хотели написать имя обидчика, но к счастью, их отговорили (и даже пригрозили судебным иском).
Баллада про ландыш, которому невдомек, что войны не прекратятся и что мирные времена еще наступят. Здесь Фредди делает двойную ссылку на предыдущий альбом Queen II. Во-первых, в стихах упоминаются «семь морей рая» (из песни Seven Seas Of Rhye):
Messenger from Seven Seas has flown
To tell the King of Rhye he's lost his throne
Wars will never cease
Is there time enough for peace
But the lily of the valley doesn't know
А во-вторых, по форме композиция схожа с зарисовкой Nevermore (тоже с Queen II): то же фортепиано, тот же викторианский стиль, те же подпевки. Такие короткие любовные «зарисовки» свойственны Фредди Меркьюри в первой половине 70-х. Позже он сделал в чем-то похожую Lazing On The Sunday Afternoon и Seaside Rendezvous (они, конечно, повеселее, но тоже коротенькие песенки о любви).
Игра в прятки, основанная на хитрой коммутации гитарных усилителей Vox, которые очень любил Брайан Мэй:
Here I stand (here i stand)
Look around around around around around (around around)
But you won't see me (you won't see me)
Now I'm here (now I'm here)
Now I'm there (now I'm there)
I'm just a... just a new man
Yes you made me live again
Queen выпустили ее синглом. И правильно. Ведь есть в ней что-то тусовочное, куражное и пятничное:
Down in the city just you and me
Тут несколько слайд-гитар создают звуки сирены (что-то от ночного города), стерео-голоса (то здесь, то там) как бы символизируют ночную жизнь (из клуба в клуб, с вечеринки в ресторан и т.д.). А набранный темп и мощность на переходе от куплета к припеву сбавляют «обороты», но едва дав опомниться, берут за ворот во втором припеве, где клавишные гремят со всей силы — настоящий рок-н-ролл, прямо как у Джерри Ли Льюиса. Хотя, это и есть рок-н-ролл, под него хочется двигаться.
И, раз уж есть возможность напомнить слушателям, под чью песню они отжигают, то почему бы не сделать этого:
Go go go little Queenie
Сперва может показаться бесформенной «дикостью». Фредди щедро поливает гаммами на рояле, голоса голосят, летают из уха в ухо, звуки гонга. Прямо «Ночь в опере» какая-то!
А потом начинается куплет, где вялый голос «как из-под подушки» поет:
I live my life for you
Think all my thoughts with you and only you
Anything you ask I do for you
Когда я впервые услышал эту песню (лет в 11 на фирменной американской кассете), мне стало не по себе. Но переслушав ее лет много лет спустя, я проникся ей. Композиция продумана до мельчайших деталей. Есть тут и сложные гармонии: проба пера перед Bohemian Rhapsody (широкая вокальная раскладка, гитара поддерживает этот безумный хор дополнительным голосом). А самый высокий голос (тенор Роджера Тейлора) переносит нас в какие-то королевские залы из сказок. Размытый вокал в куплете звучит как давно забытое воспоминание, которое «в кругу богов» уже не так значимо.
Как выяснилось, стихи не хуже музыки. Фредди поет с некоторой грустью, что все его поцелуи он оставит богам:
I touch your lips with mine
But in the end I leave it to the Lords
Leave it in the lap of the Gods
What more can I do
Во второй части, где Queen поют «leave it in the lap of the Gods», Роджер солирует на заднем плане поверх основного хора: «а-а-а-а», и оно придает песне еще больший оперный привкус. Но слишком долго кормить нежностями — это не совсем гуманно. И мотив постепенно меняется на минорный, композиция рассыпается, и последние звуки барабанов предваряют следующую, более жесткую композицию.
Факт: самая «быстрая» песня у «Квинов». Трек построен по принципу «громко-тихо» (через 15 лет этих занималась Nirvana). Меркьюри поет под «палочки» и хай-хэт, и в каждой последней строке куплета Тэйлор отбивает скоростную перебивку и бэнд заводится:
Gotta get away from this stone cold floor
Crazy...
Stone cold crazy, you know
Ироничная тема про Аль Капоне, которому снится, что его сажают в тюрьму:
Sleeping very soundly on a Saturday morning
I was dreaming I was Al Capone
Затем он играет на тромбоне, а потом еще и стреляет в прохожих из водного пистолета, но опять приходят «они»:
Walking down the street, shooting people that I meet
With my rubber tommy water gun
Here come the deputy, he's gonna comme and getta me
I gotta get me up and run
Первая ласточка от басиста Джона Дикона (который спустя годы напишет великие Another One Bites The Dust и I Want To Break Free). А пока простая слегка старомодная песенка — прямо английское ретро. Хотя здесь удачный бас и гармония, но особенно хороша перебивка в карибском стиле. И самый конец трека приходится на начало следующего: очередная перебивка «перебрасывает» нас к Лерою Брауну.
Шуточная история, стилизованная под американский водевиль 1930-х: быстрый темп, банджо, контрабас, джазовое соло на электрогитаре, короткое переходное соло на рояле и вставки наподобие той, где во втором припеве неожиданно низкий мужской голос встревает в текст:
Gotta ring that Leroy Brown
Текст обстебывает некоего Лероя Брауна вдоль и поперек, например, про отсутствие у Лероя ума и стиля:
Big bad Leroy Brown he got no common sense
No no he got no brains but he sure gotta lotta style
А в том месте, где рассказчик цитирует слова «большой мамочки» Лероя, когда та встретила его на станции, он как бы извиняется перед публикой за то, что не совсем уверен, что та сказала именно так и что он может ошибиться:
And unless I be mistaken
This is what she said
Кругом детали: короткий проигрыш на банджо, а перед последним куплетом мы слышим красивый перебор, напоминающий арфу. Но на самом деле это фортепианино. И даже в самом финале бэнд заканчивает играть с оговоркой:
Bring that big bad Leroy back
Want him back
Реприза, возвращающая нас к «Богам». Она более «земная», мелодичная, даже немного попсовая и слегка циничная:
My money that's all you want to talk about
I can see what you want me to be
But I'm no fool
Под эту песню на концертах публика с радостью подпевала:
It's in the lap of the gods
Wo wo la la la wo
Wo wo la la wo wo wooh
Конечно, ведь эти «wo wo la la la wo» звучат как гимн! И это было только начало, ведь через три года Queen дали миру еще два великих гимна — We Will Rock You и We Are The Champions.
Здесь музыканты применили интересный прием: припев повторяется много раз, и с каждым повтором увеличивается количество голосов, под конец превращаясь в огромный хор. Такой же прием мы повстречали у британского дуэта Champs в песне Send Me Down.
Альбом завершает звук взрыва (вероятно, разрыва сердца, ведь пластинка называется Sheer Heart Attack).
На обложке изображена фотография участников Queen, «переплетенных» между собой. В общем-то, правильно, ведь на этом альбоме они полностью слились друг с другом в музыкальном плане. Во всех композиях каждый «квин» играет свою роль, находит место, где можно «показать себя». При этом, все звучит гармонично и легко, никто не доминирует.
Прослушивание альбома Sheer Heart Attack — это настоящее приключение. Здесь нет повторений, похожих тем или единой стилистики. Все непредсказуемо и замешано на контрастах: любовь и ненависть, меланхолия и страсть, агрессия и печаль. Столь щедрое эмоциональное наполнение сделало альбом культовым, и даже сегодня он звучит современно, каждый раз поражая своей глубиной.
Читайте другие рецензии на тему Queen
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.