Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
Revolver — седьмой альбом великой группы The Beatles. Пластинка стала началом перемен в звучании группы, их внешности, и самое главное — изменений в развитии музыкальной индустрии. «Револьвер» несомненно изменил мир и стал чудотворной иконой для продолжателей этой ветви рок-н-ролла.
Каждый такт, каждая нота, каждый призвук стали неотъемлемой частью истории.
С этого альбома «мальчиковое» звучание The Beatles трансформировалось в постмодернистский поиск. И он не заставил ждать — спустя год битлы разразились своим главным шедевром Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.
Для The Beatles наступила пора перемен. Они устали от битломании, когда толпы возбужденных девиц не давали им прохода, от бесконечных концертов, кончавшихся, как правило погромами, от съемок фильмов и записи хитов в режиме музыкальных машин.
Для группы время обучения и тренировок на легкомысленных поп-песнях закончилось. Они показали миру свой талант и профессионализм, и даже получили ордена от британского правительства. В общем, парней прикормили и дали понять, что пора двигаться дальше. А что означало это «дальше», было не совсем ясно. Но однозначным было то, что пора делать революцию в массовой культуре.
Альбом оказался прекрасен не только с эстетической точки зрения, но и с технической. Часто Revolver называют новаторским. И этому есть свои причины. Во время работы над диском The Beatles открыли массу приемов, которые и по сей день широко применяются в популярной музыке.
Например, принято считать, что дабл-трекинг для вокала был впервые применен на «Револьвере». Это утверждение не совсем верно (внимательные слушатели могли заметить двойные вокалы и на более ранних записях группы). Давайте проясним ситуацию. На самом деле речь идет о конкретной разновидности дабл-трекинга — artificial double tracking, а изобретение приписывается инженеру EMI Кену Таунсенду. Суть приема заключается в микшировали двух абсолютно одинаковых дорожек вокала (т.е. вокал не записывается дважды, а делается лишь его копия) и распределении их по стерео-панораме с незначительным фазовым сдвигом. Главное предназначение эффекта — увеличение мощности и глубины голоса относительно всей аранжировки.
Одной из главных звукозаписывающих находок стало использование реверса — воспроизведение звука в обратном направлении. Особенно много reverse-дорожек отчетливо слышно на Tomorrow Never Knows, в т.ч. гитарное соло «задом наперед».
Пол МакКартни изобрел метод tape loop — использование склееных в кольцо кусочков пленки со звуками, которые воспроизводятся с равномерными повторениями. Это открытие стало поворотным моментом для музыки. И именно тогда, в 1966 году в студии Abbey Road и были посажены семена электронной музыки, которая преимущественно построена на зацикленных лупах.
Название альбома — это очередная шарада от The Beatles, наравне с легендой о смерти Пола МакКартни, которая появилась примерно в то же время.
Джон Леннон в одном интервью говорил, что название альбома означает лишь то, что может означать слово «револьвер». Другие источники утверждали, что Revolver означает не оружие, а нечто, что вращается, как пластинка. Слово Полу МакКартни:
Мы вдруг подумали: эй, что эта запись делает? Она вращается (revolves). Замечательно!
Впрочем, у альбома были и другие варианты названий: Bobby, After Geography, Beatles On Safari, Fat Man, Magic Circle и Pendulums.
Тематика песен перестала ограничиваться темами вроде «she was just 17 and you know what that mean». Здесь появилось место для более глубоких исканий музыкантов — забвение и одиночество воспеты Полом в Eleanor Rigby, мистический опыт за гранью привычной действительности Джон выразил в Tomorrow Never Knows, Джордж раскритиковал налоговые поборы в Taxman и одновременно с этим сообщил о важности духовного развития в Love You To, ну а Ринго отметился в абсурдном калейдоскопе Yellow Submarine.
«Крестным отцом» альбома стала не менее новаторская пластинка Pet Sounds американской группы The Beach Boys. Она-то и вдохновила Пола на выдающиеся подвиги в стиле chamber-pop.
Ну и еще на «Револьвере» битлы обильно воспели наркотики, которые, похоже, и вдохновляли их на создание этих песен. Что ж, такова история.
Получилась, эдакая попытка создать экзотический цирк с канатоходцами, йогами и представителями власти. И это была проба пера. Потому что годом позже этот эксперимент вылился в концептуальный шедевр, названный именем Сержанта Пеппера.
Группа выросла еще и в музыкальном аспекте. Песни получались все более «кучерявыми», аранжировки богатыми и непредсказуемыми, исполнение более мастерским, а звук — более крепким.
Фактически, Revolver — это продолжение музыкального диптиха, начатого альбомом Rubber Soul. Хотя на этом странные мистические эксперименты не закончились. Даже наоборот — продолжились с новой волной (Strawberry Fields Forever, Lucy In The Sky With Diamonds и т.д.).
Песни записаны, разумеется, в «родном гнезде» — на лондонской студии Abbey Road.
В композициях стало больше экспериментов с использованием струнных и духовых аранжировок, которые на поздних альбомах стали одним из фирменных знаков The Beatles (см. She’s Leaving Home, Good Night, The Long And Winding Road и т.д.).
Так же «Револьвер» стал продолжением опыта Джорджа Харрисона по внедрению индийской музыки в рок-н-ролл (ранее была работа над ленноновской Norwegian Wood). Здесь он сыграл на ситаре — главным образом, в Love You To. Кроме того, на запись пригласили Анила Бхагвата сыграть на таблах.
Знаковым стало появление в студии инженера Джеффа Эмерика, который признан одним из лучших звуковиков в истории звукозаписи. Он настолько грамотно обработал и смикшировал запись «Револьвера», что и сегодня, когда звуковые технологии вошли в новое измерение, альбом звучит свежо и оригинально. Джефф и «Битлз» настолько хорошо сработались, что приглашали его в качестве звукоинженера и для дальнейших работ. Например, Эмерик был инженером маккартниевского альбома London Town.
Из работ 60-х, над которыми трудился Джефф Эмерик, хотелось бы отметить альбом Odessey And Oracle одних из лидеров «британского вторжения» — группы The Zombies.
Сэр Джордж Мартин, который участвовал в роли пятого битла в записи всех альбомов The Beatles (кроме Let It Be), фактически являлся тем, кто реализовывал самые смелые идеи битлов.
Несколько слов о Revolver от его создателей:
Влюбился — напиши об этом песню. Бросила любимая — напиши об этом. Не нравится платить налоги — напиши об этом и заработай денег!
Песня начинается с отсчета «1, 2, 3, 4» и покашливания, который можно расценить как первую и далеко не последнюю отсылку к теме наркотиков. Потом кто-то на заднем плане «досчитывает» и Джордж начинает петь от лица бессовестного сборщика налогов:
Let me tell you how it will be
There's one for you, nineteen for me
'Cos I'm the taxman
Yeah, I'm the taxman
С каждой строкой герой песни увлекается все больше и со всей хладнокровностью перечисляет все, за что, по его мнению, мы должны платить:
If you drive a car, I'll tax the street
If you try to sit, I'll tax your seat
If you get too cold, I'll tax the heat
If you take a walk, I'll tax your feet
Taxman!
И после припева следует довольно резкое и быстрое гитарное соло в духе серф-рока. Занимателен тот факт, что его исполнил не Джордж Харрисон (как обычно), а Пол МакКартни. Причем, оно получилось очень даже в духе Харрисона — на индийский манер, будто сыграно на ситаре. Говорят, что Харрисон был в восторге от партии Пола.
Далее следуют смелые обличительные слова, в которых упоминаются реальные люди — тогдашний премьер-министр Великобритании Гарольд Уилсон и оппозиционер Эдвард Хит. Эти строки — вклад Леннона, которого Джордж попросил помочь с песней. Ну Джон же был революционером, вот и рубанул правду-матку, да еще и потроллил британское правительство:
Don't ask me what I want it for (aah, Mr. Wilson)
If you don't want to pay some more (aah, Mr. Heath)
Cos I'm the taxman
Yeah, I'm the taxman
По поводу написания песни Джордж Харрисон сообщил следующее:
Taxman родилась, когда до меня дошло, что, хотя мы и начали зарабатывать деньги, но большую их часть мы фактически отдаем в виде налогов.
Дело в том, что в те годы в Великобритании существовал налог на сверхприбыль, который предполагал фактическую налоговую ставку порядка 95 %. В интервью Харрисон рассказал об этом:
В то время мы платили 19 шиллингов и 6 пенсов с каждого заработанного фунта (1 фунт = 20 шиллингов), а с налогами на сверхприбыль, добавочными налогами и налогами на налоги доходило просто до абсурда: получалось, что ты платил штраф за то, что зарабатываешь деньги.
В 1971 году The Rolling Stones попали в подобную финансовую историю и уехали во Францию. Там Кит Ричардс снял огромный дом, в котором происходили разные непотребные вещи. Но среди излишеств «Роллинги» не забывали о своем главном деле и в итоге записали замечательный альбом Exile On Main St.
После смерти Джорджа Харрисона, его близкий друг Эрик Клэптон организовал памятный Concert For George, на котором песню Taxman с молодецким задором и огоньком исполнил Том Петти и The Heartbreakers:
Eleanor Rigby начинается с фирменного битловского многоголосого «aaah» одновременно со струнными:
Ah, look at all the lonely people
Ah, look at all the lonely people
И сразу после начинается куплет:
Eleanor Rigby picks up the rice in the church where a wedding has been
Lives in a dream
Waits at the window, wearing the face that she keeps in a jar by the door
Who is it for?
Причем первое слово куплета («Eleanor») звучит в обоих каналах, но потом мягко и быстро стихает, перенося голос Пола только в правый канал. Хитрая странность, коих на «Револьвере» разбросано немало.
Песня повествует об одинокой женщине Элинор Ригби, которую отпевает не менее одинокий священник отец МакКензи. На службу никто не пришел:
Father McKenzie writing the words of a sermon that no one will hear
No one comes near
Look at him working, darning his socks in the night when there's nobody there
What does he care?
Но почему его так беспокоят какие-то носки? Здесь есть элемент недосказанности под тревожное staccato скрипок, альтов и виолончелей. Это и порождает интригу, почти как в фильме ужасов.
А дальше следует ключевой вопрос:
All the lonely people
Where do they all come from?
All the lonely people
Where do they all belong?
Это тот случай, когда «Битлз» не использовали в песне привычные для них гитары и барабаны — только оркестровый аккомпанемент. Спасибо великому волшебнику Джорджу Мартину!
Структура песни настолько проста и изящна, что многие другие музыканты пробовали ее «встраивать» в свои произведения. Скажем, один джентельмен по имени Нил Хэннон (и его проект The Divine Comedy) почти 40 спустя записал трогательную балладу-историю Our Mutual Friend: та же полностью струнная аранжировка, тот же лирический вокал и мягкая основа, но при этом тот же маршевый и немного тревожный темп.
Как выяснилось впоследствии, где-то на Вултонском кладбище есть могила реально существовавшей Элинор Ригби, а рядом с ней — могила мистера МакКензи. Есть масса предположений на эту тему — совпадение это или намеренное использование имен реальных людей, но давайте дадим слово Полу МакКартни — автору песни:
Я четко помню, как выбрал имя Элинор, а потом подбирал правдоподобную фамилию, ходил неподалеку от пристани в Бристоле и наконец увидел ее на вывеске магазина. Но оказалось, что на Вултонском кладбище, где мы часто бывали с Джоном, есть могила некой Элинор Ригби. В нескольких ярдах справа от могилы человека по фамилии МакКензи. Возможно, это чистое совпадение, а возможно, это мое подсознание их «вспомнило» помимо моей воли. Скорее всего, все дело в моем подсознании, потому что мы с Джоном не раз гуляли среди могил.
Неужели, Леннон/МакКартни постоянно гуляли по кладбищу в поисках вдохновения? Вот это мистификация!
Впрочем, если размышлять о подтексте, то здесь можно наткнуться на критику церкви, послевоенную Британию со множеством мужских потерь в войне (на похороны же никто не пришел) и чрезмерную застенчивость консервативных англичан, которым порой крайне трудно заводить новые знакомства.
Основа песни — ярко выраженная акустическая гитара, изрядно приправленная компрессией, на которой Леннон играет небрежно, будто Шалтай-Болтай, покачивая ногами в такт песне. Так обычно играют на гитаре, лежа в кровати. Так что ощущение того, что I'm Only Sleeping — постельная песня, очень правдиво:
When I wake up early in the morning
Lift my head, I'm still yawning
When I'm in the middle of a dream
Stay in bed, float up stream (float up stream)
Из технических хитростей стоит отметить незначительное ускорение вокала Джона. Кстати, подобный прием можно встретить в песне Hoppípolla исландской группы Sigur Rós.
После бриджа мы слышим неземное гитарное соло, воспроизведенное задом наперед, отчего песня обретает потусторонний оттенок, почти как в «Алисе в Стране Чудес». К слову, это две гитарных партии Харрисона, наложенных друг на друга. И затем:
Please, don't wake me
No, don't shake me
Leave me where I am
I'm only sleeping
После этих слов сразу представляется эдакий Джон Леннон, праздно валяющийся на кровати, запутавшийся в простыне, а за окном люди спешат по своим делам и где-то в глубине души — на уровне подсознания, завидуют ему и его образу жизни.
Многие исследователи творчества The Beatles выдвигали версии, что текст песни описывает наркотическое состояние. Однако, это не более чем догадки. Кроме того, любовь Джона поваляться в кровати — это общеизвестный факт. Но верно и то, что в каждой песне есть доля шутки...
В композиции есть несколько прикольных «секретов», которые так любят битломаны. Скажем, перед самым бриджем едва заметно на заднем плане Джон просит Пола:
Yawn, Paul
И Пол действительно зевает, причем довольно смачно! Или возьмем концовку. Эта размазанная по пленке reverse-гитара в исполнении Джорджа, «проваливается в сон», полный психоделически-маскарадных ассоциаций, оставляя нам смешанные и густые эмоции.
И тут становится ясно, откуда растут ноги! Скажем, популярные ныне австралийцы Tame Impala очень любят эти абстрактные вступления и коды. Да и Nirvana тоже, но в своем настроении. И многие другие...
И вдруг после мокрого дождливого Лондона мы переносимся в жаркую и страстную Индию. Здесь наступает звездный час Харрисона и его проповеди, основанной на восточных духовных текстах:
Each day just goes so fast
I turn around, it's past
You don't get time to hang a sign on me
В Love You To Джордж самостоятельно сыграл на ситаре (не зря же брал уроки у Рави Шанкара). А на традиционных индийских барабанах табла сыграл его приятель Анил Бхагват.
В припеве появляется перегруженный фуззом сэмпл электрогитары, который повторяет восточно-рок-н-ролльные мудрости следом за Харрисоном:
Make love all day long
Make love singing songs
Уникальным для 1966 года стал совершенно неземной вокал Джорджа. А секрет заключается в том, что записанная дорожка сдублирована аж дважды, образовав 4 копии вокала. Так-то!
Продолжением этой индусской песенной традиции в творчестве The Beatles стала не менее странная Within You Without You на следующем лонгплее Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band.
Нежная и легкая песня о любви в исполнении романтичного битла Пола МакКартни:
Here, making each day of the year
Changing my life with the wave of her hand
Nobody can deny that there's something there
В бридже меняется тональность и текст раскрывает все чувства автора:
I want her everywhere and if she's beside me
I know I need never care
But to love her is to need her everywhere
Knowing that love is to share
Здесь чувствуется влияние на Пола пластинки Pet Sounds — заморских конкурентов «Битлз» — группы The Beach Boys. Со слов МакКартни, он хотел сделать нечто похожее на God Only Knows.
Впоследствии, во многих интервью — что Леннон, что МакКартни — говорили, что Here, There And Everywhere одна из их самых любимых песен The Beatles.
Из деталей можно выделить сдвоенный вокал, который создает атмосферу крылатых архангелов, витающих над вращающейся пластинкой. А щелчки пальцами — это уже стилизация под музыку 50-х.
Особого внимания заслуживает партия ударных. Да, я понимаю: многие считают, что Ринго Старр — никудышный ударник, которому просто повезло. Однако, успех «Битлз» обязан своим успехом и ему тоже. Он ведь играл просто, понятно, оставляя много свободного пространства для вокалиста. Его игра на Here, There And Everywhere по-джентельменски тактична и интеллигентна. В конце каждого куплета он делает настолько нежные перебивки по томам, что его присутствия и не замечаешь, однако у песни есть пульс.
Пожалуй, Yellow Submarine — самая известная песня в исполнении застенчивого Ринго Старра:
In the town where I was born
Lived a man who sailed the sea
And he told us of his life
In the land of submarines
Шуточная и немного галлюциногенная песенка с кучей всяких артефактов, как, например, звуки коктейльной вечеринки:
And our friends are all aboard
Many more of them live next door
Или звуки оркестра на фразе «and the band begins to play». Вероятно, это предварительный намек на тогда еще не записанного, но, похоже, уже задуманного «Сержанта Пеппера».
Теперь про бульканье. Согласно легенде, Леннон дул в кастрюлю с водой через трубочку, а звук мегафона записывался через консервные банки. Также были какие-то цепи, морские колокола, звуки ветра, клаксоны и многое другое. Ну а с шумом моря и так все понятно, ведь:
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine
We all live in a yellow submarine
Yellow submarine, yellow submarine
В записи этого «исторического хора» приняли участие самые разные — известные и не очень — люди: певец Донован, Марианна Фэйтфулл, Брайан Джонс из The Rolling Stones, Патти Бойд — тогдашняя жена Харрисона, продюсер группы Джордж Мартин, звукоинженер Джефф Эмерик, шофер Альф Биккнелл, а также дорожные менеджеры The Beatles Нил Эспинолл и Мэл Эванс (который позднее «заваривал чай и сочувствовал» Леннону на записи John Lennon / Plastic Ono Band).
Песня стала прообразом и главной идеей для невероятного для 60-х мультфильма «Желтая Подводная Лодка», в котором главные роли «исполняют» The Beatles. В фильме звучат и некоторые другие песни с «Револьвера» (Eleanor Rigby и Love You To):
Мощная игра Харрисона на электрогитаре в сочетании с органом Hammond, создают иллюзию присутствия ситара, а фирменный маккартниевский пульсирующий бас Hofner и динамичная игра Ринго с щедрыми джазовыми разбросами — вот что такое She Said, She Said:
She said I know what it's like to be dead
I know what it is to be sad
And she's making me feel like I've never been born
Говорят, что на песню Леннона вдохновил разговор с его американским другом Питером Фондой и группой The Byrds во время ЛСД-трипа, который выдал, что «знает, что такое быть мертвым».
Леннон бросается от фразы про смерть к воспоминаниям о беззаботном детстве. Это довольно личные слова. И похоже, это одна из первых его столь откровенных песен:
She said you don't understand what I said
I said no, no, no, you're wrong
When I was a boy everything was right
Everything was right
Впоследствии, уже после распада The Beatles, Леннон записал целый диск John Lennon / Plastic Ono Band, полностью состоящий из «личных песен».
Кстати, в фильме 1967 года «Трип» герой по имени Джон, предложивший своему другу Полу ЛСД, говорит:
Turn off your mind, relax and float down stream
Но это уже цитата из другой песни с этого альбома — Tomorrow Never Knows. Обратите внимание, что героев зовут Пол и Джон, и роль первого исполнил как раз «вдохновитель» на эту песню Питер Фонда. Такие вот переплетения.
Кстати, She Said, She Said — песня, которая записана последней для Revolver и Пол МакКартни по некоторым причинам не принимал участие в ее записи.
Трек начинается с тревожно «приближающегося» фортепиано, на которое нанизывается барабанная дробь с шелестом тарелок в левом канале, где перед самым вступлением вокала отбрасывает «тень» на правый канал:
Good day sunshine
Good day sunshine
Good day sunshine
Good Day Sunshine — это островок радости и беззаботности на столь непростой и местами мрачной пластинке:
I need to laugh and when the sun is out
I've got something I can laugh about
I feel good in a special way
I'm in love and it's a sunny day
Автор песни — Пол, который радуется наступившему лету и солнцу, которое обжигает его стопы, когда он ступает по земле:
We take a walk, the sun is shining down
Burns my feet as they touch the ground
Также здесь присутствует соло на клавишных, которое исполнил продюсер Джордж Мартин, причем в манере немого кинотеатра, с некоторой небрежностью и трелями. Затем в последнем куплете два фортепиано (Мартина и МакКартни) объединяются и дают кульминационный объем.
В третьем куплете есть фишка. В строке «she feels good, she knows she’s looking fine» Леннон на заднем плане произносит «she feels good».
В финале аранжировка рассыпается, а многоголосие «скатывается» в минор, исчезая в знойной тишине.
Одна из тех песен, которые Леннон считал не самыми удачными. Хотя почему? Яркий гитарный рифф, открытый и легкий вокал Джона, забавный текст:
You tell me that you've got everything you want
And your bird can sing
But you don't get me, you don't get me
Существует предположение, что текст адресован не кому иному как Мику Джаггеру и его тогдашней birdy — Марианне Фэйтфулл. Хотя, кто знает?
Следует отметить двойное гитарное соло в исполнении Харрисона и МакКартни, а также упоминание семи чудес света:
You say you've seen Seven Wonders
And your bird is green
But you can't see me, you can't see me
Впрочем, The Beatles тоже можно отнести к одному из чудес света.
Одна из тех трогательных баллад, за которые начинаешь любить «Битлз» сразу:
Your day breaks, your mind aches
You find that all the words of kindness linger on
When she no longer needs you
Это та самая мелодия, которая может сформировать у слушателя правильное впечатление о творчестве The Beatles (к сожалению, почему-то большинство обывателей полагают, что «Битлз» — это только Yesterday).
После For No One возникает здоровое желание исследовать их творчество, но потом, бывает, захлестывает с головой :) Эти песни как встреча с самим собой — взгляд на самого себя «глаза в глаза»:
And in her eyes you see nothing
No sign of love behind the tears
Cried for no one
A love that should have lasted years
А затем звучит восхитительное соло на валторне.
В общем-то, отсюда и берет свое начало впоследствии ставший популярным жанр chamber pop (камерный поп), и один из главных последователей этой ветви — Нил Хэннон из The Divine Comedy.
Кстати, Полу МакКартни сперва не понравилась игра валторниста Алана Сивила из лондонской филармонии. Дадим место воспоминаниям продюсера группы сэра Джорджа Мартина:
Пол не сразу осознал, насколько замечательно сыграл Алан Сивил. Его игра была грандиозной, но Пол сказал ему: «думаю, ты можешь сыграть лучше. Или я не прав, Алан?» Алан чуть было не взорвался. Конечно, он попробовал еще, но лучше не стало. А то, что вы слышите на пластинке — это как раз тот самый дубль.
Песню можно рассматривать как посвящение «доктору» Роберту Фрейзеру, знатоку в искусстве и запретных препаратах:
Ring my friend, I said you call Doctor Robert
Day or night he'll be there any time at all, Doctor Robert
Doctor Robert, you're a new and better man
He helps you to understand
He does everything he can, Doctor Robert
Он известен свой дружбой не только с The Beatles, но и с другими рок-музыкантами. В частности, с теплотой о нем писал Кит Ричардс в своей автобиографии.
Есть и другие версии того, о ком же пелось в Doctor Robert. Например, про Роберта Фримена — врача из Нью-Йорка, который подмешивал к витамину B12 амфетамин, благодаря чему прославился на весь город.
В припеве легко нащупать «психоделическую» обработку вокала: он начинает вибрировать и отдаляться, при этом Леннон поет немного устало под хор своих товарищей:
Well, well, well, you're feeling fine
Well, well, well, he'll make you... Doctor Robert
А на словах «he’ll make you» появляется сдвоенная гитара. В общем, параллельное измерение.
Трек начинается с появляющегося из тишины блюзового гитарного риффа. Он одновременно настораживает и интригует.
Голос Джорджа Харрисона звенит подобно голосу Джона. Он и не скрывал, что всегда подражал в пении Леннону:
I want to tell you
I feel hung up
But I don't know why
I don't mind
I could wait forever
I've got time
Это первый случай, когда в альбом были включены аж 3 песни за авторством Джорджа. Здесь он сочинил драйвовую мелодию и стихи-размышления:
Sometimes I wish I knew you well
Then I could speak my mind and tell you
Maybe you'd understand
В I Want To Tell You звучат хлопки в ладоши и маракасы, как и во многих других песнях с «Револьвера». Во второй половине 60-х это было жутко модно!
В самом финале, когда на повторяющейся фразе «I've got time» звучание снова передает восточную атмосферу — многоголосие, местами отклоняющееся от основной гармонии звучит на манер индийской раги.
В песне присутствуют элементы соула, которые выражены за счет духовых. Местами звучание ассоциируется с Хендриксом и записями черных исполнителей с легендарного американского лейбла Motown:
I was alone, I took a ride
I didn't know what I would find there
Another road where maybe
I could see another kind of mind there
Затем происходит смещение в минор с понижающимся басом, подчеркивая блюзовую основу:
Ooh, then I suddenly see you
Ooh, did I tell you I need you
Every single day of my life
Духовые звучат немного «зажато» и как-то нереально, очевидно, подчеркивая психоделический подтекст. Зато голос Пола выведен наперед и поет в манере соул:
Got to get you into my life
Потом вместо бриджа следует легкое гитарное отклонение от общей аранжировки и все «заводится» снова и МакКартни повторяет первый куплет речитативом.
Фоновый монотонный гитарный рифф схож с основным риффом песни Getting Better с их следующего альбома.
Tomorrow Never Knows — первая песня, записанная для Revolver, самая мистическая, самая сложная с точки зрения трактовки среди всех песен в их каталоге. Такие произведения становятся легендами и откровениями, к ним относятся как к святыням:
Turn off your mind, relax and float down stream
It is not dying, it is not dying
Название родилось из перефразированной Ринго Старром английской поговорки «завтра никогда не наступит».
После первого куплета звучит фирменное гитарное соло, записанное «задом наперед».
С одной стороны песня цинична, а с другой — вполне реалистична и правдива. К примеру на словах «love is all» гитара начинает резко фонить и тут же затихает, подводя под сомнение истинность утверждения «любовь — это все»:
Love is all and love is everyone
It is knowing, it is knowing
And ignorance and hate mourn the dead
It is believing, it is believing
Написанию песни предшествовали прочтение Ленноном книги Тимоти Лири «Психоделический эксперимент» (основанной в свою очередь на «Тибетской книге мертвых») и опыты с ЛСД. Это сочетание породило столь неоднозначный текст и отрешенную манеру исполнения текста Джоном.
Трек заполнен многодорожечным коллажем, состоящим из хаотических звуков, реверсивных риффов, тревожных «буддийских» труб и т.п.
Ринго колотит по тарелкам так, как до него никто себе не позволял (позже он переплюнул самого себя в Helter Skelter).
Харрисон традиционно для своего образа сыграл на ситаре и тамбуре, придав композиции восточный характер, которого так хотел получить Леннон, сказав продюсеру Джорджу Мартину, что «его голос должен звучать как у Далай-ламы, распевающего песнопения на вершине холма».
Идею ехать в Тибет отклонили, решив достичь нужного эффекта прямо в студии. Для этого использовали дабл-трекинг с фазовым смещением. Кроме того, вращающийся Leslie Speaker придал голосу эффект вибрато.
И действительно, Джон поет так, будто читает мантру или какое-то священное писание — вдумчиво и небыстро:
But listen to the colour of your dreams
It is not leaving, it is not leaving
Or play the game existence to the end
Of the beginning, of the beginning
Переоценить влияние песни на всю последующую медиа-культуру очень сложно. Ведь именно с Tomorrow Never Knows началась эра настоящей психоделии в искусстве — не только в музыке, но в кино и изобразительном искусстве.
В роке последователями идеи экзистенциального опыта и медитативного звучания стали The Doors, The Velvet Underground, Jefferson Airplane и многие другие. Даже The Rolling Stones приняли участие, записав противоречивый Their Satanic Majesties Request.
Для 1966 года такой саунд был сродни «второму явлению». Кстати, в начале года Леннон в одном из американских интервью сказал, что «The Beatles популярнее Ииуса», что вызвало бурю негодования и даже публичное сожжение пластинок с записями группы.
Эта песня лишь подчеркнула, что «Битлз» действительно пророки. Отказавшись от концертных «явлений», они стали играть общественным сознанием через студийную работу, которая вознесла их до статуса живых божеств.
Финал альбома смягчает напряжение, которое формировалось на протяжение почти 3 минут — когда песня затихает, вдруг начинает звучать расстроенное пианино, на котором исполняется какая-то случайная мелодия (какими раньше озвучивали немое кино).
Дизайном конверта пластинки занимался друг группы Клаус Форман, который тоже был музыкантом и после распада The Beatles сыграл партии баса на первом сольном альбоме Джона Леннона и на Transformer Лу Рида. По сути он нарисовал ручкой портреты битлов и собрал между ними фотоколлаж из снимков музыкантов разных лет.
На обложке не указано название группы. Это еще одна традиция, которую «Битлз» ввели одними из первых. Отсутствие названия на обложке на продажах не сказалось, поскольку парни стали настолько популярны к тому времени, что их не узнать было просто невозможно.
Обложка альбома Revolver стала одной из самых узнаваемых в истории музыки наравне с The Dark Side Of The Moon и Nevermind, однако дизайнер получил за работу всего 40 фунтов. Однако, спустя год, к Клаусу Форману пришло признание в виде Grammy за лучшую обложку.
Это один из первых альбомов, который показал, что возможности звукозаписи практически безграничны, что через музыку можно доносить до слушателя гораздо больше. Revolver стал нулевой точкой для формирования целого направления в искусстве — неоднозначного, многослойного и мистического.
Фотографии взяты с официального сайта The Beatles.
Читайте другие рецензии на тему The Beatles
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.