Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

John Lennon — Plastic Ono Band (1970)

Рецензия на альбом John Lennon — Plastic Ono Band (1970)

John Lennon / Plastic Ono Band — первый сольный альбом экс-битла Джона Леннона. Самый личный, самый честный, самый смелый и невероятно простой по звучанию. Он также известен под названием The Primal Scream Album. А все потому, что многие песни родились вследствие прочтения Джоном книги Артура Янова «Первобытный крик» и прохождения вместе с Йоко Оно курса терапии первобытным криком под личным руководством автора методики. Именно поэтому на альбоме так много криков и воплей. И бесконечно много истины.

Выходу альбома предшествовали выпуски синглов (не менее сильных, чем сам альбом) под той же маркой — Plastic Ono Band, например: Cold Turkey и Instant Karma. Таким образом, синглы обозначили стилистику нового альбома.

Треклист

  1. Mother
  2. Hold On
  3. I Found Out
  4. Working Class Hero
  5. Isolation
  6. Remember
  7. Love
  8. Well Well Well
  9. Look At Me
  10. God
  11. My Mummy's Dead

В 1970 году было официально объявлено о прекращении существования The Beatles. Хотя посвященные узнали это сильно раньше общественности. Дело не стояло на месте, и каждый битл продолжал заниматься музыкой и собственной карьерой. Причем, несмотря на различные разногласия, накопившиеся за время совместной работы, музыканты продолжали видеться и даже помогали друг другу в сольных проектах. Ведь подыграть для близкого друга на его пластинке, да и поддержать морально — это практически долг! Между Джоном Ленноном и Ринго Старром всегда сохранялись добрые отношения, и поэтому было решено пригласить Ринго сыграть на барабанах на этой пластинке. Кроме того, Ринго с Джоном были отлично сыграны и понимали друг друга с полуслова.

Правда, не у всех битлов к моменту распада The Beatles были хорошие отношения. В первую очередь речь идет об отношениях Джона Леннона и Пола МакКартни. Злые языки говорят, что «последней каплей» для «Битлз» стала новая возлюбленная Джона — японская художница-авангардистка Йоко Оно. Якобы она и убедила Джона отстраниться от творческого союза с Полом. Были и другие причины, связанные с большими деньгами и юристами. Но мы о другом — о пластинке John Lennon / Plastic Ono Band.

Этот релиз стал первым официальным пост-битловским лонгплеем Джона Леннона, несмотря на то, что ранее выходили экспериментально-шумовые альбомы с Йоко — Two Virgins, Life With The Lions и Wedding Album.

Много споров и догадок вызывало тогда (да и сейчас тоже) название Plastic Ono Band. На самом деле оно родилось из идеи Йоко Оно о создании перфоманса, в котором на сцене стояли бы магнитофоны и прочие устройства на пластиковых подставках, которые исполняли музыку вместо живых людей. По некоторым причинам инсталляция так и не была реализована. Зато это название пригодилось для альбома. Ведь, по сути, как таковой группы не существовало — был Джон и несколько друзей.

На басу играл Клаус Форман, который за несколько лет до этого оформил битловский Revolver, а год спустя сыграл на басу в нескольких песнях на альбоме Лу Рида Transformer.

В списке участников записи также значится Мэл Эванс (чай и сочувствие), который в свое время работал в The Beatles дорожным менеджером и во многом помогал музыкантам:

Mal Evans — «tea and sympathy»

В некотором смысле, Plastic Ono Band — это экспериментальный альбом. В первую очередь, по характеру звука. С другой стороны, эта экспериментальность стала предтечей фирменного ленноновского звука, который в полной мере раскрылся на следующей пластинке — Imagine. Сухие и глухие барабаны (Mother, Isolation), простые аккорды на фортепиано (Love, God), грязный и буйный гитарный звук (I Found Out, Well Well Well). Все это произошло отчасти благодаря продюсеру Филу Спектору. На тот момент он уже успел поработать с The Beatles и The Rolling Stones, так что Джон знал, что с Филом должно все получиться как надо.

Не меньшую роль сыграло участие Йоко Оно в роли сопродюсера. Во время работы над альбомом она наблюдала за происходящим и нашептывала Джону свои наблюдения (поэтому в списке участников она указана как «wind»). А он, в свою очередь, решал, что стоит исправить, а что — нет. Поэтому, таким «тройным» продюсерским составом (Джон Леннон, Йоко Оно, Фил Спектор) и был достигнут результат, где каждый внес свою лепту.

Говоря о технической стороне записи, стоит сказать, что альбом довольно сырой по звуку, необузданный по исполнению (в первую очередь вокал Джона), что придает ему особое очарование, и даже некоторую пикантность. В песнях часто встречается фирменный прием Леннона — дабл-трекинг (дублирование записи инструмента или вокала), который в дальнейшем использовал Курт Кобейн в работе над Nevermind (который был поклонником The Beatles и Леннона в особенности).

Благодаря своей неотесанности и простоте, альбом прямолинейный и прекрасный. Настолько, что спустя пару лет Роджер Уотерс (басист Pink Floyd), даже подумывал сделать звучание альбома The Dark Side Of The Moon в таком же стиле. Но его отговорили, и возможно, к лучшему. Но вернемся в Plastic Ono Band.

Работа была проделана в кратчайшие сроки — с 26 сентября по 23 октября 1970 года (т.е. меньше чем за месяц). После битловских бесконечных дублей и наложений Джон решил вернуться к истокам — записывать сразу и быстро (первый битловский альбом Please Please Me был записан за один день). На Plastic Ono Band это хорошо слышно. Плюс простые аранжировки — без наворотов и технических ухищрений, которыми в те годы увлекались многие (взять хотя бы тот же Pink Floyd); ну а Джон, как всегда, пошел против течения.

Альбом минималистичен не только по звучанию, но и по строению текстов. Но в этой простоте раскрываются настоящие эмоции и переживания Леннона. А благодаря легким аранжировкам, на передний план выходит поэзия, раскрывая личный опыт автора. Вот что по этому поводу сказал один из участников записи — бывший битл Ринго Старр:

Простота нашей с Клаусом [Форманом] игры подарила ему великолепную возможность, наверное, впервые использовать свой голос, выразить свои эмоции так, как хочется. Ему никто не препятствовал.

Стихи песен пропитаны болью и горечью. Но в то же время исполнены освободительным опустошением, после того, как высказано то, что подавлялось многие годы:

We're afraid to be alone
Everybody got to have a home

Mother

Альбом начинается со звука колокола, который мягко намекает на воскресную службу (на Западе многие дети посещали воскресные школы, где изучали священные писания и пели псалмы). Таким образом, становится понятно, что песня повествует о детстве:

Mother, you had me, but I never had you
I wanted you, you didn't want me

Здесь Леннон оставляет много свободного пространства — после каждой строки довольно долго мы слышим только барабаны, бас и затухающие звуки фортепиано. Джон как бы оставляет паузы для того, чтобы слушатель получил время на осмысление и переживание того, о чем он поет. А поет он о своей матери, которая оставила его в раннем детстве (а когда ему было 20, ее сбила машина).

Сколько должно быть внутренней силы, чтобы сказать это всему миру, да с таким чувством?

И в конце каждого куплета происходит принятие, прощение и отпускание:

So I, I just got to tell you
Goodbye, goodbye

Вот как это звучало в концертной версии (с концерта в Нью-Йорке в 1972 году):

А в конце песни звучит как раз тот самый «первобытный крик»:

Mama don't go
Daddy come home

Говорят, Джона придавал особое значение звучанию этого крика (во всех песнях, где он присутствует). Даже больше, чем другим элементам записи.

Hold On

Здесь Джон занимаемся аутотренингом:

Hold on John, John hold on
It's gonna be alright
You gonna win the fight

И также призывает «держаться» свою любимую Йоко:

Hold on Yoko, Yoko hold on
It's gonna be alright
You gonna make the flight

В те дни многие обвиняли Йоко в развале The Beatles, а Джона в том, что он выбрал «страшную японку». На тандем сильное давление оказывала пресса и телевидение. Похоже, им было непросто. Но они справились.

Гармонический ход в Hold On слегка напоминает битловскую Don’t Let Me Down. А гитарный эффект тремоло делает песню мягкой как перина. Здесь также присутствует фишка — двойной вокал.

Наблюдение редактора:

Использование дабл-трекинга, по крайней мере, на этом альбоме, создает четкое ощущение, что эти песни поет внутренний голос, а не явный. Принимая во внимание то, что эти песни стали для автора способом выразить подавленные чувства, это можно понять как раз как «голос души».

А после второго куплета, в небольшом проигрыше Джон произносит хриплым голосом «cookie» (имитируя одного из героев «Улицы Сезам»).

Working Class Hero

Говорят, Джон всегда чувствовал себя обычным человеком, таким же «рабочим» как и многие другие. Да и происходил он из Ливерпуля, а не из фешенебельного района Лондона. Здесь Джон рассказывает о герое из рабочего класса и довольно резко критикует «систему» с ее разлагающими и иллюзорными ценностями:

Keep you doped with religion and sex and TV
And you think you're so clever and classless and free
But you're still fucking peasants as far as I can see
A working class hero is something to be

Простая монотонная мелодия укрепляет идею песни — рабочего парня из трущоб.

Интересная деталь: композиция состоит из двух частей, записанных в разных студиях (Abbey Road Studios и Ascot Sound Studios). Этот момент перехода отчетливо слышен на 1:25 — звучание гитары становится более «сжатым». А потом, на 1:48 звук возвращается в прежнюю точку.

А в конце есть еще один артефакт: когда Джон берет последний аккорд, он приближается к микрофону и затихающая гитара ненадолго звучит громче.

В тексте есть такие слова:

Till you're so fucking crazy you can't follow their rules

А также:

But you're still fucking peasants as far as I can see

В то время считалось верхом неприличия использовать ругательные слова в песнях, и руководство фирмы E.M.I. (неприлично консервативное по тем временам), в борьбе за репутацию даже хотели вставить в этом месте «пип». Но все-таки пришли к решению не трогать фонограмму, а в стихах на буклете скрыть слово «fucking» звездочками. Но Джон добился, чтобы в сноске они указали:

Omitted at the insistence of E.M.I.
(Запрещено по настоятельной просьбе E.M.I.)

И вот вам еще одна маленькая победа «героя рабочего класса».

Isolation

Одна из самых сильных композиций. Вы не поняли: одна из самых сильных композиций Леннона во всем его творчестве! Тут и музыка, и аранжировка, и стихи — все на высоте!

Отметим, что басист группы Pink Floyd Роджер Уотерс считает эту песню одной из своих самых любимых. А это, как говорится, «is something to be». Да и тематика песни напрямую сочетается с остро-социальной поэзией Уотерса:

Just a boy and a little girl
Trying to change the whole wide world 
Isolation 
The world is just a little town 
Everybody trying to put us down 
Isolation

Удивительный и немного жуткий двойной вокал в бридже (да, опять), с легким непопаданием и шумным вдохом носом перед самым его началом:

I don't expect you to understand 
After you caused so much pain 
But then again you're not to blame 
You're just a human, a victim of the insane

Вот она истина. И вот оно — выражение сути простыми словами. Вероятно, эти строки адресованы родителям Джона, а может, и самому себе.

Здесь есть место и для игры в слова. Джон растягивает слово «isolation» таким образом, что воспринимается это как «I solation» (я отлично подхожу...).

Remember

Говорят, что эта песня стала для Леннона чем-то вроде черты, подведением итогов 30 лет жизни. За это время он успел стать звездой, поиграть в «лучшей группе мира», заработать кучу денег, жениться и развестись, родить сына, встретить Йоко Оно, стать несчастным и одиноким...

Remember when you were young?
How the hero was never hung
Always got away

К 30 годам Джон осознал, что живет не своей жизнью, что не хочет больше быть битлом, и решил всерьез заняться собой. Он прошел курс психотерапии у Артура Янова, стал все больше заниматься тем, что его раскрывает в творческом плане. Тут Йоко пришлась кстати, ведь она тогда позиционировала себя как художник-авангардист, и всячески поддерживала самые сумасшедшие идеи Джона. И пошло-поехало: плакаты «war is over if you want it» по всему Лондону, массовое пение Give Peace A Chance, пресс-конференция в постели и многое другое, о чем писали газеты по всему миру.

War is over if you want it Hair peace. Bed peace.

В тексте Джон напоминает себе:

Remember, remember, today

Звучание бас-гитары в припеве также отсылает нас к «битлам»: Клаус Форман имитирует игру Пола МакКартни. В каком-то смысле, Remember — это песня-освобождение от прошлого (и от The Beatles тоже):

And don't feel sorry
The way it's gone
And don't you worry
'Bout what you've done

А в самом конце звучат такие слова:

No, no, remember, remember
The fifth of November

И потом взрыв. Такая неожиданная концовка.

5 ноября — это традиционный праздник в Великобритании. Там что-то про парня Гая Фокса, который пытался взорвать здание британского парламента. А все потому, что Гай Фокс был католиком, а правительство — протестантским. В общем, очередные средневековые религиозные разборки.

Love

Love простая, понятная и красивая. На этом треке больше всего чувствуется рука Фила Спектора, который даже сыграл тут на фоно. Трек развивается необычным образом: из глубокой тишины мы слышим легкую романтическую фортепианную мелодию, и когда она становится «ближе», вступает мягкая гитара и голос Джона (кстати, опять дабл-трековый), поет великую истину:

Love is real
Real is love
Love is feeling
Feeling love
Love is wanting
To be loved

Look At Me

Эту композицию Леннон исполнил один, аккомпанируя себе на акустической гитаре. Здесь снова используется его фирменный прием — дабл-трекинг. Причем, он здесь есть как на гитаре, так и на вокале. От этого возникает объем и «потусторонность».

Это погружение так же связано и с текстом — Джон как бы смотрит на себя со стороны, анализируя себя, свое место в обществе, свою популярность и одиночество, с которым он нашел силы разобраться:

Look at me
Who am I supposed to be?
Who am I supposed to be?

Известно, что песня написана во время работы на битловской эпопеей — «Белым Альбомом» (White Album). И по стилистике она перекликается с некоторыми композициями того периода — Julia и Dear Prudence.

God

Вероятно, это лучшая песня Джона за всю его карьеру. И если не лучшая (многие могут привести в качестве аргумента Imagine), то, по крайней мере, искренняя до краев!

God is a concept
By which we measure our pain

На фортепиано сыграл Билли Престон — друг Джона и остальных битлов. Одно время Билли даже называли пятым битлом. Его игру можно услышать на последнем альбоме «Битлз» — Let It Be. А увидеть его можно за клавишными на видео с концерта на крыше — «лебединой песни Битлз» (как выразился гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс в своей автобиографии «Жизнь»).

У композиции интересная структура: в первой части Джон говорит о «боге как концепции». И после этого добавляет:

I'll say it again

Это несвойственно его поэзии — сказать «я повторю еще раз», но все же.

Во второй части он обличает все религиозные учения и заявляет, что не верит в них. Причем, к религиям он относит не только пророков и учения древности, но и современную культуру и политику (в этом-то и соль песни): тут досталось не только Гитлеру и Кеннеди, но и Элвису, Бобу Дилану (Циммерману) и даже The Beatles:

I don't believe in magic 
I don't believe in I-Ching 
I don't believe in Bible 
I don't believe in Tarot 
I don't believe in Hitler 
I don't believe in Jesus 
I don't believe in Kennedy 
I don't believe in Buddha 
I don't believe in mantra 
I don't believe in Gita 
I don't believe in yoga 
I don't believe in Kings 
I don't believe in Elvis 
I don't believe in Zimmerman 
I don't believe in Beatles

И дальше Джон поет уже спокойно (без primal screaming):

I just believe in me 
Yoko and me 
And that's reality

А в третьей части он поет, что «сон закончился, что тут сказать?», а затем прямо ссылается на The Beatles, а точнее, на две песни — Yesterday и I’m A Warlus:

The dream is over
What can I say?
The dream is over 
Yesterday 
I was dreamweaver 
But now I'm reborn 
I was the walrus 
But now I'm John

В том месте, где Джон перечисляет богов, Ринго Старр играет перебивки на барабанах, и удивительно то, как он по-разному обыгрывает каждую строчку, не повторяясь и вкладывая в каждого «бога» свое понимание.

На записи звучит два фортепиано (Steinway и Honky-Tonk): на одном сыграл Билли Престон (ранее работавший с The Beatles на альбоме Let It Be), а на другом играл Джон Леннон. Это сочетание и порождает такую глубину и мощь!

Заканчивается песня фразой:

The dream is over

Возможно, это главная мысль всего альбома. И если это так, то это прекрасно!

My Mummy’s Dead

Что-то вроде бонус-трека. Подобный прием можно увидеть на битловском Abbey Road, в треке Her Majesty. И то, и другое — короткие зарисовки под гитару. Однако, в случае с My Mummy’s Dead, это связка с первой песней (Mother), и в общем-то окончание «красной нити», которая идет через всю пластинку:

My mummy's dead
I can't get it through my head
Though it's been so many years
My mummy's dead
I can't explain
So much pain
I could never show it
My mummy's dead

Эта песня написана на манер старинной английской колыбельной песенки Three Blind Mice (заимствована аккордовая последовательность и мелодия).

Джон поет тихо, побренькивая себе под гитару. Домашняя обстановка и лоуфай-запись на бытовой магнитофон создают ощущение уюта и возрождают в памяти воспоминания детства. Но от этой детской песенки внутри пробуждается что-то большое и неуправляемое. Вот такая психотерапия!

Обложка

Стоит прояснить один момент: существует два абсолютно разных альбома с названием Plastic Ono Band. Первый — это альбом Джона Леннона (John Lennon / Plastic Ono Band), а второй — это альбом Йоко Оно (Yoko Ono / Plastic Ono Band). Пластинка Йоко, конечно, многим слушателям непонятна, поскольку это чистейший авангард.

John Lennon — Plastic Ono Band (1970)

И что они придумали: сделали два идентичных фото под деревом: на одном Джон лежит на коленях Йоко, а на другом — Йоко на коленях Джона. Никаких надписей на лицевой стороне нет. А сзади (на конверте Леннона) даже не указан список песен — вместо этого поклонников радует детский портрет Джона.

Задняя сторона конверта альбома John Lennon / Plastic Ono Band (1970)

Диагноз

John Lennon / Plastic Ono Band вошел в историю и остался в сердцах миллионов людей как самый естественный, прямой и чувственный альбом Джона Леннона. А звуковые решения стали неким эталоном звучания, к ним стремятся приблизиться многие звукорежиссеры, но не у всех получается. Ну а поэзия Леннона — это высший пилотаж. Мало кто умеет простыми словами выразить неподвластную описанию бурю в душе простого человека — героя рабочего класса.

При подготовке рецензии использовались материалы документального фильма Classic Albums: John Lennon / Plastic Ono Band, а также книги «Джон Леннон. Письма». Фотографии взяты из открытых источников.

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Читайте другие рецензии на тему The Beatles


Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок