Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
Blackstar — новый и последний альбом великого «хамелеона» и «марсианина», финальное заявление Дэвида Боуи. Однозначно лучшая его работа за последние лет 20. Прослеживается возвращение к классическому рок-звучанию, от которого мастер отошел некоторое время назад, исполняя поп-музыку.
Альбом Blackstar вышел на 69 день рождения маэстро — 8 января 2016 года. Автор дождался выхода и через два дня навсегда покинул этот мир, побив рекорды в мировых чартах (1 место в Британии и 2 в США), но не победив смертельную болезнь.
Альбом невероятно мощный и глубокий, прекрасная поэзия и сильная музыка. Узнается звучание 70-х и неповторимый стиль Зигги Стардаста. Rolling Stone даже назвал его лучшей пластинкой Боуи со времен 1970-х.
Альбом оказался успешным по всем категориям: теплый прием у слушателей, одобрение критиков, первые строчки в чартах и высокие продажи по всему миру. Боуи напоследок собрался духом и заработал денег для семьи, да и слушатели остались с шедевром в руках.
Запись проводилась «за закрытыми дверьми» в течение 2014–2015 годов. Музыканты держали в тайне процесс подготовки материала, поэтому выход первого сингла Blackstar произвел ажиотаж и стал почвой для слухов о скором выходе альбома. А когда месяц спустя вышел трек Lazarus, публика окончательно убедилась в том, что David Bowie вскоре порадует слушателей новой пластинкой.
Похоже, что Боуи не пытался встроиться в рынок, не гнался за конъюнктурой и не старался быть современным. Он пошел проверенным им же самим путем арт-рока, поэтому начало альбома сразу удивляет заглавным треком, который звучит почти 10 минут.
Заглавная композиция имеет сложную неоднородную структуру. Постоянно меняющиеся гармонические линии, аранжировки и общая звуковая картина.
В начале мы слышим мягкий гитарный перебор, затем вступает группа флейт (нетипичная картина для Боуи). И после вступления появляется ужасающе минорный вокал, который произносит леденящие душу строки:
In the villa of Ormen
In the villa of Ormen
Stands a solitary candle
Ah ah ah ah
In the centre of it all
In the centre of it all
Your eyes
«Одинокая свеча»… Похоже, это он о самом себе. Далее звучание радикально меняется, возвращая слушателя в эпоху 1970-х, где были красивый ламповый звук «Гибсонов» и гулкие барабаны. А текст развивает тему:
Something happened on the day he died
Spirit rose a metro the stepped aside
Somebody else took his place and bravely cried:
I’m a Blackstar
I’m a Blackstar
После начинается нежная, украшенная духовыми третья часть, где мажорный тон сменяется минорным и мрачным, а затем снова переходит в мажор:
I can’t answer why
I’m a Blackstar
Just go with me
I’m not a filmstar
Imma take you home
I’m a Blackstar
Take your passport and shoes
I’m not a popstar
And your sedatives boo
I’m a Blackstar
You’re the flash in the pan
I’m not a marvelstar
I’m the great I am
I’m a Blackstar
Прекрасные сочетания синтезаторов, флейт и деревянных духовых в последнем куплете подчеркивают драматичность произведения. Трек заканчивается монотонным гулом, уходящим в бесконечность.
Клип на эту композицию не менее странный, чем песня:
Солнечное затмение, черные звезды, инкрустированный драгоценными камнями череп в скафандре, девушка-ангел с хвостиком, ряспятия, трясущиеся зомби и Боуи с повязкой на глазах, где вместо глаз бусинки. Мурашки по коже!
Нервное дыхание Дэвида и диссонансный приджазованный звук в интро. В куплете голос мастера звучит привычно лирично, а на строчке «'Tis a pity she was a whore» он традиционно переходит на фальцет. Мелодия куплета удивительно разбавляет однообразие между куплетами.
Лирический герой песни сокрушается из-за того, что «она была сучкой»:
Man, she punched me like a dude
Hold your mad hands, I cried
'Tis a pity she was a whore
'Tis my curse, I suppose
That was patrol
That was patrol
This is the war
В длинных проигрышах намешан странный винегрет из хаотических саксофонов, роялей и всего остального. Долгое зависание на одном аккорде. Местами напоминает Роберта Уаятта. Ритм-секция динамичная и цельная. Красивые подпевки и звенящие звуки синтезаторов создают общую атмосферу.
В данной композиции Дэвид Боуи предсказывает свою скорую смерть, чует неладное:
Look up here, I’m in heaven
I’ve got scars that can’t be seen
I’ve got drama, can’t be stolen
Everybody knows me now
Вспоминает свое прошлое:
By the time I got to New York
I was living like a king
Then I used up all my money
I was looking for your ass
Богатая аранжировка: много духовых, загадочное и металлическое звучание многослойных гитар, чередующееся вкраплениями духовых. Абсолютный хит!
В конце мы слышим то, что называют успокоением души, умиротворением:
Oh I’ll be free
Just like that bluebird
Oh I’ll be free
Ain’t that just like me
Клип во многом схож с видео на Blackstar. Главное — это тот же образ Боуи в повязке с глазами-пуговками.
Этот трек самый роковый и тяжелый на всем альбоме. Песня о расставании:
Sue, I found your note
That you wrote last night
It can't be right
You went with him
Sue, I never dreamed
I'm such a fool
Right from the start
You went with that clown.
Несколько параллельных мелодических линий, отходящих от общей гармонии песни. Создается ощущение расслоения аранжировки. Тот же баланс между минором и мажором. Композиция звучит великолепно, хотя может показаться излишне шумноватой.
Бас с хорусом задают ритм и неоднозначность. Вокал Дэвида срывается в конце каждой строки:
Cheena so sound, so titi up this malcheck, say
Party up moodge, nanti vellocet round on Tuesday
Real bad dizzy snatch making all the omeys mad — Thursday
Popo blind to the polly in the hole by Friday
А припев и вовсе «небесный», не в последнюю очередь благодаря струнным:
Girl loves me
Hey cheena
Girl loves me
Во втором куплете дополнительный голос подгоняет: go-go.
Ключевая фраза исполнена силой и вдохновением:
Where the fuck did Monday go?
Бас, фортепиано и саксофон звучат в духе старого доброго Дэвида Боуи 70-х. Тут же есть воздушные звенящие акустические гитары и бэк-вокалы, спетые им же.
В припеве присутствуют типичные диезы и бемоли. Боуи на этом альбоме вновь и еще больше раскрылся как композитор — мелодии и аранжировки просто класс!
Концовка напомнила поздних Queen — гитарное завывание в духе Брайана Мэя, скрещенное с синтезатором. Композиция соединена со следующей, последней песней.
Вот он настоящий жизнеутверждающий рок. Песня, закрывающая этот восхитительный и сначала совсем непонятный альбом. Но послушайте его 2–3 раза и вы все поймете.
Последние слова красиво прожитой жизни, вероятно, так и должны звучать:
Seeing more and feeling less
Saying no but meaning yes
This is all I ever meant
That's the message that I sent
I can't give everything
I can't give everything
Away
Все в порядке, жизнь удалась: легкая мелодия, засурдиненные духовые, хлесткие ударные, шагающий и фанкующий бас, синтезаторные потоки, пружинящие гитары, саксофонные импровизации в духе Дика Перри времен Shine On You Crazy Diamond.
Хороший финал альбома и биографии неподражаемого Дэвида Боуи. Одна из лучших песен за всю его творческую историю. Правда.
Боуи оригинален во всем. Обложка альбома также прекрасна, как и музыка на нем:
Простая графическая работа, в которой скрыт ребус. Автор обложки Джонатан Барнбрук. Ранее он уже сотрудничал с Боуи над оформлением альбомов Reality, The Next Day и Heathen. Если внимательно посмотреть на части звезд, разбросанных в нижней части картинки, можно прочесть «Bowie».
Для релиза Blackstar на виниле была разработана вторая версия обложки, через которую можно увидеть саму пластинку:
Это одна из немногих обложек Дэвида Боуи, где нет его фотографии.
★ — звездный финал «хамелеона рока», его трогательные последние слова, освобождение от «оков» жизни и звездного бремени. Замечательное окончание пути. Rest in peace.
Читайте другие рецензии на тему David Bowie
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.