Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
Waiting For The Sun — третий альбом калифорнийской группы The Doors. После своих первых великолепных записей The Doors и Strange Days, данный релиз не избежал участи пресловутого «синдрома третьего альбома». Однако, вопреки всему, именно он является безоговорочным must have слушающей аудитории того времени.
Именно этот альбом, как и сингл Hello, I Love You, занял первое место в американских чартах, чего ни до, ни после, с The Doors не происходило. С коммерческой точки зрения — это безоговорочный триумф. А вот что насчет «ее величества музыки», вклада в пласт музыкальной культуры? Конечно, это самый необычный и уникальный альбом The Doors.
Waiting For The Sun сменил вектор звучания, заданный первыми альбомами группы. Но на то были не столько творческие, сколько весьма бытовые причины. С той скоростью, с которой Джим несся к неминуемому и трагическому финалу, трудно было сделать все идеально.
Это практически середина короткого пути легендарного бунтаря. Прелесть и уникальность альбома заключается в том, что на нем есть The Doors во всех проявлениях: лирическом (Wintertime Love, Love Street), мейнстримовом (Hello, I Love You), шаманском (My Wild Love), безумном (Five To One) и театрально-постановочном (The Unknown Soldier). Даже есть отрывки стихов (Not To Touch The Earth).
Альбом увидел свет в июле 1968 года, а его запись началась в январе. Поначалу работа не сулила никаких сложностей, так как предполагалось, что одну сторону пластинки займет уже написанная к тому времени поэма Моррисона The Celebration Of Lizard. Однако, после записи данного материала, кроме Джима Моррисона, никто из участников The Doors не остался ей удовлетворен. Им показалась получившаяся работа очень авангардной и спорной.
И было решено записать недостающее количество песен. Отсюда, кстати, некоторая неровность материала по сравнению с предыдущими пластинками. Джим был несколько разочарован сложившейся ситуацией и впервые обмолвился об уходе из группы, так как, по его мнению, он видел несколько другой путь развития The Doors. Как обычно, проблемы пришлось улаживать Рэю Манзареку — клавишнику коллектива. И это была не единственная проблема, так как Джим к тому времени сместил акцент с галлюциногенов на спиртное, часто «приплывая» в студию не в кондиции, что очень расстраивало ударника Джона Денсмора и добавляло головной боли не только участникам коллектива, но и сотрудникам Elektra Records.
В такой, не совсем комфортной среде и писался Waiting For The Sun. Кстати, на данном альбоме, The Doors впервые воспользовались услугами сессионных бас-гитаристов, так как «искусственный» клавишный бас Манзарека в студийных условиях не удовлетворял продюсера Пола Ротшильда. Из-за нехватки материала, некоторые песни писались прямо в студии, поэтому приходилось записывать много дублей, и это сильно сказывалось на Джиме, который ненавидел подобное. Старого материала в закромах практически не оставалось, за исключением пары треков.
Интересно, но с учетом всех этих сложностей и неурядиц, заглавная песня, давшая название данному лонгплею, на альбом так и не попала. Тем не менее, альбом был записан и выпущен, а его неожиданный успех, несмотря на изменения в звучании, разнородность композиций и бросающиеся в глаза стилистические расхождения с двумя предыдущими альбомами, возможно, заставили Моррисона отложить свой уход из группы. В итоге, это позволило подарить своим современникам в настоящем, а всем остальным нам — в будущем, по истине музыкальные шедевры, которые до сих пор остаются востребованными.
Открывающая альбом Hello, I Love You — это песня-парадокс. С одной стороны — это хит, который поспособствовал восхождению альбома на вершину чартов. С другой — одна из самых простых и незамысловатых песен The Doors, как по своей музыкальной структуре, так и по текстовой составляющей.
Это песня бездельника, слоняющегося в полдень по бульварам и улицам Лос-Анджелеса. Судите сами:
Hello, I love you
Won't you tell me your name?
Hello, I love you
Let me jump in your game
Все гениальное — просто. Здесь одна из главных ролей отведена ударным, выбивающим ритм. Им вторят клавишные, за ними поспевает гитара. Джим поет спокойно, вписывая слова в общую структуру композиции, без каких-либо импровизаций и фирменных фишек, словно зачитывает текст с листа бумаги:
She's walking down the street
Blind to every eye she meets
Do you think you'll be the guy
To make the queen of the angels sigh?
Удивительно, что песня лежала на полке все это время. Несмотря на свою простоту, это все-таки очень дорзовская песня, которая стилистически выглядела бы гармонично, если не на первом, то уж точно на втором альбоме группы. Еще в этой песне есть красивый литературный оборот, придуманный Джимом:
Sidewalk crouches at her feet
Like a dog that begs for something sweet
В конце композиции, когда Моррисон начинает петь последний куплет, гитара Кригера вдруг выходит на первый план, ее звук усиливается, двигаясь к финалу, когда голос Джима тонет в море инструментов и выкриках «hello!»:
Hello, Hello, Hello, Hello, Hello, Hello, Hello
I want you Hello
I need my baby
Hello, Hello, Hello, Hello
Love Street — это три минуты романтики от The Doors, написанные Моррисоном о местечке, где он жил в то время в окружении не менее творческих людей Лос-Анджелеса. Тихая и мелодичная, она словно дает слушателю некоторую передышку перед следующим, апокалиптическим номером пластинки, и заставляет витать где-то в облаках:
She lives on Love street
Lingers long on Love street
She has a house and garden
I would like to see what happens
Очень красивая, завораживающая, проникающая прямо в сердце и оставляющая на душе какой-то странный приятный осадок личных воспоминаний, окутанных тонкими кружевами аранжировки пианино Рэя Манзарека и немного отстраненным вокалом Джима.
Если вы искали лирического и романтического героя Джима Моррисона, то он наиболее ярко представлен именно в этой песне.
Это небольшой отрывок из упомянутого выше 25-минутного полотна The Celebration Of Lizard, который все-таки попал на альбом. Not To Touch The Earth — это дань театральным постановкам, к которым тяготел Моррисон. Со стороны это больше похоже на импровизацию, на попытку Моррисона выделить The Doors как коллектив, ставивший во главу угла не только музыку, но и ее визуализацию.
Ведь здесь вы можете совершить короткое путешествие в нечто мистическое и темное, навеянное Джиму впечатлениями от трудов Джеймса Джорджа Фрэзера — английского культуролога, исследователя мифологии и древних религий. В композицию заложена идея «краха современной цивилизации», исход людей и городов, возвращение к первобытному строю, с присущими ему различными ритуалами и шаманизму. По своей идее и воплощению, Not To Touch The Earth можно ставить в один ряд вместе с абсолютно гениальной The End, как неразрывный симбиоз музыки и театрального представления, что на пластинке, по естественным причинам, дает слушателю только частичное погружение в суть.
С самого начала Моррисон нагнетает обстановку. После тихой гитары Кригера и тревожно звучащего органа Манзарека, Джим начинает монотонно наговаривать текст композиции под тихие ударные Денсмора:
Not to touch the Earth
Not to see the sun
Nothing left to do, but
Run, run, run
Let's run
Let's run
Во втором куплете звучание ударных, как и других инструментов усиливается, голос Джима становится настойчивее и тверже, словно он воспроизводит загадочную мантру:
House upon the hill
Moon is lying still
Shadows of the trees
Witnessing the wild breeze
C'mon baby run with me
Let's run
Последующий за данным куплетом короткий припев (если в этом произведении вообще уместна какая-либо структура), прерывается очередным, но более эмоциональным возгласом Джима — «let's run!». После чего ритм ускоряется, инструменты сливаются в единое целое — «механизм», задающий основу мистического танца, под который Джим (я в этом уверен) демонстрировал на сцене всю свою экспрессию и артистичность полностью онемевшей публике.
Но это только начало. После короткой паузы мистер Mojo Rising продолжает свой речитатив, а в работе «механизма» появляется какофония, как предвестник неминуемой трагической развязки повествования:
Dead president's corpse in the driver's car
The engine runs on glue and tar
Come on along, not goin' very far
To the East to meet the Czar
«Dead president's corpse in the driver's car» — отсылка к убийству президента США Джона Кеннеди. События продолжают накаляться с каждым куплетом, с каждым произнесенным словом. Ближе к концу на фоне безудержно выбивающих ритм ударных появляется резко звучащая, вырывающаяся на первый план гитара Робби Кригера, после чего эстафету подхватывает Манзарек и вновь передает «слово» гитаре, пока Моррисон продолжает выкрикивать:
Sun, sun, sun
Burn, burn, burn
Soon, soon, soon
Moon, moon, moon
I will get you
Soon!
Soon!
Soon!
При последнем «soon!» наступает кульминация. Манзарек откровенно бьет по клавишам, как и Денсмор по ударным, что есть силы, в едином порыве. После несколько секунд головокружительной встряски, на мгновение наступает затишье, во время которого Джим тихо произносит таинственную фразу:
I am the Lizard King
I can do anything
Король Ящериц стал для Моррисона, во многом благодаря музыкальным журналистам и критикам того времени, своего рода символом (как Зигги Стардаст для Дэвида Боуи), от которого он впоследствии так и не смог избавиться. Вот как сам Джим объяснял упоминание змеи или ящерицы в своей поэме:
Ящерица и змея отождествляются с подсознательными силами зла. Даже если вы никогда не видели змею, она все равно воплощает в себе все, чего мы боимся.
Несмотря на последующие интервью, где Джим говорил, что делал The Celebration Of Lizard с некоторой долей иронии и никогда не относился к этому на полном серьезе, с момента выхода Waiting For The Sun за ним прочно закрепилась слава «шамана» рок-музыки, а словосочетание «Lizard King» стало появляться в прессе все чаще рядом с именем Джима Моррисона.
Summer's Almost Gone продолжает заданную песней Love Street лирическую линию альбома, где Моррисон поет нежно и проникновенно. Эта песня насквозь пропитана меланхолией и тихой грустью. Вообще, Waiting For The Sun, как ни один другой альбом группы, содержит в себе большое количество мелодических, лирических песен, которые, возможно, не свойственны классическим The Doors, но, определенно, открывают для слушателя другого Моррисона — ранимого и мечтательного:
Morning found us calmly unaware
Noon burn gold into our hair
At night, we swim the laughin' sea
When summer's gone
Where will we be
Песня о расставании с кем-то или чем-то особенно важным в жизни. Расставанием неизбежным, так как расставание — это естественный ход вещей. Так сменяются времена года, происходят перемены в жизни человека, зачастую неизбежные.
Причем, магия этой композиции не только в вокале Джима, но и в музыке: когда в середине песни начинает звучать фирменная гитара Кригера, а Манзарек, виртуозно вписывает в нотное полотно свою долю меланхолии, хочется налить бокал вина и, поставив песню на repeat, думать о чем-то важном.
Вы когда-нибудь слышали вальс в исполнении The Doors? Если нет, то на третьем альбоме вы найдете такое чудо. Коротенька 2-минутная песня, в основе которой заложен тактовый размер 3/4, под которую можно танцевать, вслушиваясь в стихи. Он, по сути, к этому и призывает:
Come with me dance, my dear
Winter's so cold this year
You are so warm
My wintertime love to be
Слушая данную вещь, невольно вспоминаются все передряги, которые окружали группу во время записи альбома. Невозможно отделаться от мысли, что не будь этих сложностей, мы бы не получили того, чем наслаждаемся уже без малого полвека.
И опять же, эти нотки романтики и душевной грусти. Откуда они? Да, как мы помним, Джим был готов покинуть группу после записи, потому что он по-другому все это представлял. Но ведь это не просто песни, созданные специально, чтобы заделать брешь в альбоме, как заплатку в трюме тонущего корабля. Некоторые из песен были написаны ранее, в других обстоятельствах, поэтому они, конечно, абсолютно искренние, ведь слушатель просто не позволил бы обмануть себя:
Wintertime winds blow cold the season
Fallen in love, I'm hopin' to be
Wind is so cold, is that the reason?
Keeping you warm, your hands touching me
The Unknown Soldier — антивоенный манифест, выпущенный синглом в преддверии выхода альбома, но из-за своей политической направленности, звучавший по радио крайне редко. Как следствие, песня заняла неутешительное 40 место в американских чартах. Вдобавок к синглу, самим Моррисоном был снят промо-ролик к этой композиции, включающий, кроме постановочной части, кадры кинохроники войны во Вьетнаме. Данная композиция — еще одна попытка Моррисона проявить себя как режиссер-постановщик, показать визуальную составляющую творчества The Doors.
Джим поет:
Wait until the war is over
And we're both a little older
The unknown soldier
Затем Моррисон рассказывает о том, что показ войны по телевизору стал обычным делом, какой-то повседневностью, к которой обыватель уже привык и это перестало вызывать хоть какие-либо эмоции:
Breakfast where the news is read
Television children fed
Unborn living, living, dead
Bullet strikes the helmet's head
Как и в клипе, где есть сцена «расстрела» Моррисона, на концертах Джим постоянно ее повторял. Робби Кригер «стрелял» из импровизированной винтовки, используя для этого свою гитару. Один из вариантов исполнения этой песни можно наблюдать на видео с выступления The Doors в Hollywood Bowl 5 июля 1968 года:
Конец композиции сопровождается восторженными криками «the war is over!», на которые накладываются звуки ликующей толпы, что усиливает эффект от безумства происходящего, триумфа, за которым стоят тысячи безвозвратно утраченных жизней, положенных на алтарь политических амбиций. Джим повторяет эти слова снова и снова, намекая, что для неизвестного солдата, закончена не только война, но и жизнь.
The Unknown Soldier, безусловно, одна из значимых песен в репертуаре The Doors.
Одна из тех песен The Doors, которая поначалу не снискала лавров критиков, обвинявших музыкантов в «слабых» и «поверхностных» стихах.
Однако, главная изюминка композиции была, конечно, в использовании фламенко, а точнее, фрагмента произведения Asturias испанского композитора Исаака Альбениса. Данная инструментальная вставка между куплетами была виртуозно сыграна сначала в акустике, а затем в более утяжеленном варианте с электрогитарой и электроорганом.
Тема морских караванов, плывущих в Новый Свет, была уже ранее затронута Джимом на альбоме Strange Days в стихотворении Horse Latitudes. Здесь же она получила развитие:
Trade winds find Galleons lost in the sea
I know where treasure is waiting for me
Silver and gold in the mountains of Spain
I have to see you again and again
Take me, Spanish Caravan
Yes, I know you can
Еще одно необычное произведение, что, впрочем, является нормой для данного альбома. My Wild Love целиком и полностью исполнена а-капелла, при участии всех, кто в тот момент находился в студии, хлопая в ладоши или используя другие подручные средства. Получилось интересно. Запевает песню Джим, затем подхватывают остальные, придавая ей своим слаженным хором мистическую атмосферу.
Это действительно что-то первобытное, сперва необъяснимо-пугающее, но тут же зазывающее его присоединиться к этому странному действу. Здесь чувствуется какая-то магия. Взору предстает горящий костер и шаман, исполняющий возле него свой танец, окруженный сидящими вокруг мужчинами и женщинами, не в силах оторвать от него глаз:
My wild love is crazy
She screams like a bird
She moans like a cat
When she wants to be heard
My wild love went ridin’
She rode for an hour
She rode and she rested
And then she rode on
Ride, c’mon
Песня, первоначальный вариант которой был записан The Doors еще в 1965 году, но которой не нашлось места на дебютном альбоме. Зато она оказалась весьма кстати на Waiting For The Sun. Здесь мы слышим характерный дорзовский саунд, хотя и без откровений. Песня сыграна сухо и строго, зато с фирменными сменами темпа и «переговаривающимися» между собой клавишами и гитарой.
Композиция на стихи гитариста Робби Кригера (показавшего себя в качестве автора Light My Fire):
Please believe me
The river told me
Very softly
Want you to hold me, ooo
По общему настроению, она очень близка к Summer's Almost Gone и Love Street. Создается ощущение, что все эти три трека были записаны в один день, с одного дубля. Хоть песни и разные, вокал Джима на всех звучит в одном настроении — спокойно, размерено, грустно. Очень запоминается и врезается в память куплет песни:
Free fall flow, river flow
On and on it goes
Breath under water 'till the end
Free fall flow, river flow
On and on it goes
Breath under water 'till the end
Yes, the river knows
Очень любопытны следующие строки, в которых Кригер, похоже, «подкалывает» Моррисона из-за его пристрастия к бутылке:
Please believe me
If you don't need me
I'm going, but I need a little time
I promised I would drown myself in mysticated wine
С финальной песней альбома The Doors постарались на славу. Это безусловный хит, вписавший себя золотыми буквами в энциклопедию рок-музыки. Песня бунтарская, провокационная и громкая, именно такая, какую ждали фанаты от группы:
Five to one, baby
One in five
No one here gets out alive, now
You get yours, baby
I'll get mine
Gonna make it, baby
If we try
Именно строчка «никто из нас не выйдет отсюда живым» взята музыкальными журналистами Джерри Хопкинсом и Дэниелом Шугерманом, хорошими друзьями Джима, для названия одной из лучших биографий Джима Моррисона.
Говоря же о смысле композиции, стоит отметить, что существует около десятка гипотез о том, что именно означает соотношение «пять к одному». Рискну предположить, что речь идет о извечном противостоянии отцов и детей, т.е отношения взрослого населения Америки к молодежи. Вот, что поет Джим:
The old get old
And the young get stronger
May take a week
And it may take longer
Это возглас о свободе, о недовольстве масс происходящим в мире, провокация, выплеск эмоций, буря страстей в одном пятиминутном отрезке времени — незабываемом и величественном.
Теория о том, что Джим, мягко говоря, был не совсем в форме, записывая этот трек (что, кстати, заметно слышно), добавляет особый эмоциональный окрас, и весь этот хаос передается слушателям. Если поставить задачу: ознакомить слушателя с творчеством группы, используя только одно произведение, то Five To One, бесспорно смогла бы справиться с этой задачей, равно как The End или When The Music’s Over.
Фотография для обложки сделана Полом Феррарой в каньоне Laurel в Лос-Анджелесе, во время одной из фотосессий группы. На ней Денсмор, Манзарек, Моррисон и Кригер смотрят в объектив камеры, расположенной практически на уровне земли, а за их спинами, в небе отражается свет восходящего солнца.
Это идеальная запись для тех, кто захочет погрузиться глубже в творчество этой великой группы. У The Doors есть «классические» первые альбомы, зрелые и блюзовые Morrison Hotel и L.A. Woman, спорный и прекрасный Soft Parade. И пусть Waiting For The Sun неоднозначный и несвойственный классическим The Doors. Зато он показал многогранный талант участников коллектива и приоткрыл для нас еще несколько «дверей восприятия».
Читайте другие рецензии на тему The Doors
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.