Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

Nirvana — Incesticide (1992)

Рецензия на альбом Nirvana — Incesticide (1992)

Incesticide — пожалуй, самый честный и неоднозначный альбом «Нирваны». Да и собран он «с миру по нитке»: это компиляция из нескольких каверов (чего только стоит великолепная Son Of A Gun), психотических переживаний вроде Aneurysm, а также ускоренной версии легендарной Polly и нескольких ранних демо-записей.

Треклист:

  1. Dive
  2. Sliver
  3. Stain
  4. Been A Son
  5. Turnaround
  6. Molly's Lips
  7. Son of a Gun
  8. (New Wave) Polly
  9. Beeswax
  10. Downer
  11. Mexican Seafood
  12. Hairspray Queen
  13. Aero Zeppelin
  14. Big Long Now
  15. Aneurysm

Альбом состоит из материалов, записанных с 1988 по 1991 годы. Т.е. еще до всемирного признания и толп юных поклонников.

Общее впечатление

На Incesticide Курт хрипит и рычит больше, чем на других альбомах «Нирваны». Его можно понять — ему было больно и одиноко. А когда он стал суперзвездой, ему стало еще хуже. Что поделаешь, шоубизнес...

Эта пластинка довольно широко раскрывает личность Курта. На удивление, став звездой, он пошел на смелый шаг — показал себя настоящего.

А вообще, пластинка мрачная, но и красивая до крайности. Здесь чувствуется стремление коллектива шагнуть в сторону от мейнстрима, в котором группа оказалась после ошеломляющего успеха их предыдущей работы Nevermind.

Dive

Альбом открывает хард-роковая Dive — тяжелый глубокий мистический заплыв, в который приглашает тебя сам Курт Кобейн. Неужели ты откажешься от такого увлекательного приключения, дорогой слушатель (особенно, если годом ранее полюбил «Нирвану» за Smells Like Teen Spirit)?

Dive, dive, dive
Dive in me

Подростковый бунт и фрейдовщина видны всюду — не только в стихах, но и в названии пластинки (инцест + инцестициды). Все это подростковые переживания Курта Кобейна. В некоторых песнях он явно дает об этом знать. Самый яркий пример — Sliver.

Sliver

Sliver — это самая настоящая нирвана: постоянное монотонное повторение фразы «grandma take me home» (43 раза за всю песню). Это песня о привязанности ребенка к матери. Заметьте, отец здесь остается в стороне, он лишь однажды упоминается в тексте:

Mom and Dad went to a show
They dropped me off at Grandpa Joe's

А дедушка Джо оказался, ну прямо скажем, мерзавцем. Заставлял маленького мальчика пережевывать мясо, которое тот просто не способен проглотить. Но дед твердит: надо есть мясо. И единственный человек, кому он более-менее доверяет в сложившейся ситуации — это бабушка (как прообраз матери). Но и она его не слышит...

Юный лирический герой (вероятно, сам Курт), всячески пытается абстрагироваться от ужасающей обстановки, в которой оказался. Даже пинает со всей дури дверь в порыве злобы. Но дед (и бабка) оказались милосердны и приманили дитя пряником (в данном случае, по-американски — мороженым):

After dinner I had ice cream
I fell asleep and watched TV
I woke up in my mother's arms

К счастью, в конце этого триллера он просыпается на руках своей матери. Хэппи энд! Ну чем не поп-хит?

Особенность композиции в том, что это тот редкий случай, когда Курт использует дабл-трекинг для вокала — поет на несколько голосов. Об отношениях Курта с дабл-треками справедливо заметил продюсер альбома Nevermind Бутч Виг (в документальном фильме Classic Albums: Nevermind):

Курт не любил дабл-треки. И тогда я вспоминал про Джона Леннона. Когда Курт упрямился, я ему говорил: так делал Джон Леннон, — и он поддавался...

К слову, Курт Кобейн обожал Джона Леннона, что является большой редкостью среди гранж-музыкантов.

Но с Nevermind сравнивать этот альбом просто невозможно — тут меньше коммерческого звука и больше честности. Местами узнается Нирвана-до-всемирной-славы — звук-то гаражный, не причесанный. Но более героиновый. Взять хотя бы к примеру, шедевральную Big Long Now

Big Long Now

Медитативная и романтическая композиция. Магнетическое звучание гитары, ее неустанно пробивающийся треск. Незаметный и невесомый грув удерживает внимание слушателя. А в припеве — взбирание на гору, столь обреченное и печальное.

It's not cold enough
Please put this side up
She is moving through
Can we show our faces now?

Сложно представить, что это записано еще молодой группой в 1989 году.

Stain

А вот короткая, но содержательная история про «долгоиграющего парня», который «не сливается», «не трахает мозг» и т.д. А все почему? Да потому что у него «плохая карма». Правильно, такие парни «не спят». (Жуть!)

Well he never bleeds and he never fucks
And he never leaves 'cause he's got bad luck 
Well he never reads and he never draws
And he never sleeps 'cause he's got bad blood yeah
I'm a stain, I'm a stain, I'm a stain, I'm a stain

Но автор плавно переводит внимание на себя, называя себя «пятном». К чему бы это?

Been A Son

Рассказ о девушке, которой следовало бы родиться женщиной. Но вся соль в том, что она мальчик и попала в дурную компанию, и никак не радует свою мать. Опять тема родительского влияния. Ну и про наркотики.

She should have stayed away from friends
She should have had more time to spend
She should have died when she was born
She should have worn the crown of thorns
She should have been a son

Такие рок-н-ролльные ключи в музыке Nirvana встречаются редко. А тут еще гармонический вокал «Курт + Дэйв» в духе Братьев Эверли (один из фирменных и узнаваемых приемов «Нирваны»).

Turnaround

Turnaround хоть и кавер, но идеально вписывается в контекст альбома. Здесь идет речь о поиске своего истинного лица:

Take a step outside yourself
And turn around,
Take a look at who you are,
It's pretty scary

Да, встретиться с самим собой — это действительно «страшно», но «боль порождает знание и мудрость».

Говоря о музыкальной стороне произведения, можно смело утверждать, что барабаны Дэйва Грола звучат по-лед-зеппелиновски, создают своеобразный трансовый ритм, а две гитары имитируют диалог с самим собой. Причем, одна из гитар «выпирает» из-под другой. Ведь песня-то о преодолении страха перед сами собой — признаться себе в том, что ты «ничтожество», «пустое место». Но «не слушай тех, кто предостерегает тебя взглянуть себе в глаза»:

Who said don't look back?
Don't believe him

Неожиданно, композиция заканчивается фразой «it's pretty scary». И все, только непродолжительное эхо. (Так и проходит жизнь: умер человек, не познав себя, и все — тишина.)

Molly’s Lips

Молли готова «куда угодно» и «практически на все», но только до тех пор, пока главный герой «чист». Опять же, тема наркотиков. Да что говорить, она пронизывает всю американскую культуру (вспомните хотя бы «Красоту по-американски»). Впрочем, песня принадлежит перу шотландской группы The Vaselines.

She said
She'd take me anywhere
She'd take me anywhere
As long as I stay clean

А концовка — ну просто чудо: нелепый обрывок гаммы (несколько хаотических нот). Подобные коды — это очень по-нирвановски.

Son Of A Gun

Одна из лучших песен у The Vaselines. Здесь Нирвана выдержали всю эстетику пост-панка. Правда, чуть ускорились относительно оригинала. Однако, песня проста: куплет-припев. И повторы, повторы, повторы. Восемь строк, а какая красота!

Up, up, up and down
Turn, turn, turn around
Round, round, roundabout
And over again
Gun, gun, son of gun
You are the only one
That makes any difference to what I say

Кстати, The Vaselines стали всемирно известны благодаря «Нирване» — несколько каверов + вдохновенные отзывы Курта о них как о своей любимой группе.

(New Wave) Polly

Что сказать? Идеальная версия Polly — это акустика на Nevermind. Но поставить электрическую версию на этот альбом — это мудрый коммерческий ход, что позволило поддерживать продажи на высоком уровне. Это же, по всей видимости, было сделано с известным уже публике треком Downer.

Downer

Песня Downer уже появлялась на первом альбоме — Bleach. Что не помешало ей идеально вписаться в звучание «Инцестисайда». Вплоть до того, что последний аккорд этой песни входит стык-в-стык с первым акордом следующей — Mexican Seafood, музыкальную тему которой уверенно продолжает Aero Zeppelin.

Aero Zeppelin

Явная отсылка к творчеству группы Led Zeppelin. Конечно, «украсть звук» и «скопировать» — что может быть проще? Здесь Курт непрекрыто критикует несовершенную систему шоу-бизнеса:

What's the season in a right
If you can't have anything
What's the reason in a rhyme
If a plan means everything
What's the meaning in a crime
It's a fan if anything
Where's the leaning in a line
It's a brand, it's a brand

Однако, именно в этой ловушке он сам и оказался («Лед Зеппелин», кстати, тоже): всемирная слава, MTV, гастроли, гонорары, роялти... Что может быть драматичнее предсказания собственной судьбы?

Hairspray Queen

Истеричное произведение на основе плавающего баса и фанковой гитары, которую сносит в диссонирующее соло. Вокал Курта — это даже не совсем вокал, а вопль:

I was your mine, you were mine, my enemy
You were mine, I was your, your enemy
You were mine, I was your, your enemy
You were mine, I was once your ene

А дальше его эмоции сменяются полным бесчувствия мрачным голосом:

You rang
Your ears rang

Аж до мурашек по спине. И в припеве продолжается та же холодная констатация:

At night, wishful goddess
At night, wish the hardest
At night, disco goddess
At night, we'll go...

Хотя, именно таким и должен быть гранж. Грязным, грубым, плотным и неотесанным. И чувственным. Я имею ввиду гранж аундерграундный.

Aneurysm

Песня, ассоциирующаяся с поездкой по скоростному шоссе. Там, где Курт берет на гитаре отдельные ноты «на повышение», возникает ощущение входа в крутой поворот с торможением, а вторая гитара имитирует звук двигателя. А в основной части повторяющийся гитарный рифф «переключает передачи».

Да и суть текста такова, что герой призывает «танцевать твист до изнеможения»:

Come on over and do the twist, uh-huh
Overdo it and have a fit, uh-huh

Фраза «uh-huh», спетая Куртом и Дэйвом Гролом на несколько голосов — просто уникальна и демонстрирует реальное мастерство музыкантов. Глубокие тембры барабанов и баса создают пульсацию сердца:

She keeps it pumpin' straight to my heart

Закрывает альбом одинокий свист гитары, оторвавшейся от погони всей аранжировки, продолжающий «переключать передачи», оставляя нам лишь эмоции от услышанного.

Диагноз

Удивительно, как демо-записи разных лет сложились в целый альбом — реально сильный рок-альбом, отражающий один из этапов становления гранжа в мировом шоу-бизнесе.

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Читайте другие рецензии на тему Nirvana


Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок