Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
4 ½ — своеобразный мини-альбом плодовитого на сочинительство Стивена Уилсона. Название «четыре с половиной» можно понимать как пятый альбом, который оказался «половинчатым» по длительности (37 минут). Однако, по музыкальной части тут все в полном порядке.
Предыдущая работа Уилсона Hand. Cannot. Erase. имела большой успех и похвальные отзывы, однако была больше ориентирована на массовую аудиторию (возможно, поэтому и столько восторгов). В ней было больше места для поп-звучания.
А альбом 2013 года The Raven That Refused to Sing (And Other Stories) имел звук, схожий с Jethro Tull и Yes, даже некоторые мелодии были со средневековым привкусом. Но он оказался слишком уж замудренным для среднестатистического слушателя.
В новой же пластинке Стивен решил «держаться корней» — играть традиционный махровый прогрессив-рок.
Кстати, я неспроста упомянул предыдущие два альбома Уилсона. Ведь материалом для 4 ½ стали как раз песни, написанные в процессе работы над ними — двумя большими и очень разными пластинками.
В итоге на 4 ½ попали 6 лучших композиций этого периода и автор наконец-то нашел баланс между сложной музыкой и поп-саундом. Поиск не был напрасным: вышла интересная и вполне понятная работа.
Альбом состоит из трех песен со словами и трех занимательных инструменталов.
Сочное начало альбома: вступающий орган, яркие янтарные переливы гитар, выведенный наперед бас, умелое использование клавишных, которые не тянут на себя внимание.
Вполне удачная аранжировка: она задает правильное настроение всей пластинке.
Вокал также интересен. Стивен делает резкие переходы из динамичных припевов в меланхоличные довески:
Don’t let it bring you down
Just wait till the morning come
Припев заканчивается на «открытой» ноте. От такого приема пробегают мурашки по спине и хочется слушать дальше.
А дальше нас ждет вторая часть — проигрыш с солирующей бас-гитарой под аккомпанемент «чешущих» гитар. Затем бас передает эстафету скоростным клавишным. Ну и под конец уделяется место соло-гитаре. От нее веет духом King Crimson, особенно принимая во внимание ломаную ритмическую структуру. Впрочем, местами отдает даже «Квинами».
Но это еще не все! Ведь наступает время третьей части в духе Pink Floyd: загадочные ударные, тремоло-гитары, волнистый бас. Хотя звуки грозы — это уже дорзовская Riders On The Storm. После чего все возвращается к гармониям первой части композиции.
My Book of Regrets — это большое и многоуровневое произведение с явными элементами математического подхода в музыке. С точки зрения звукорежиссуры, композиция звучит очень по-американски.
Инструментальная зарисовка с приятным задумчивым шлейфом. Тут Стивен даже приукрасил трек струнными оркестровками. Акустические гитары в сочетании с фортепиано и воздушным отдаленным типа-сопрано придают композиции камерное настроение.
А под конец звучит грамотная выверенная барабанная дробь.
Наблюдение редактора:
Не так давно похожую дробь мы повстречали в композиции Erasers (For T.) российского коллектива Daoritma.
Начало такое прямо инди-хипстерское. Но все меняется, когда вступает «взлохмаченная» гитара при поддержке тяжелой артиллерии — связки баса и ударных.
Конечно, это больше похоже на хард-роковый хит, нежели на привычную слушателям Стивена Уилсона задумчивую прогрессив-музыку.
Something in this town is draining me
Could be the junk food or the gasoline
I hide it well...
Как можно догадаться из названия, песня о счастье. Хотя стихи повествуют совсем о другом (так часто бывает). Например, про скачивание порно из сети:
I’m tired of burning up the time at my PC
I only end up downloading the same old pornography
The same old scene...
В припеве Стивен сжимает необычайно длинные строки в почти речитативные формы:
Sorry that was cruel I only meant for you to lose your balance in the snow
Slip on the ice so I can catch you fall
Sorry that’s not true I didn’t think that you would take it all to heart
I just to made it up so I could watch you crawl
Больше всего удивляет чисто американский коммерческий саунд (уже не в первый раз на этом альбоме).
It’s all been said...
Уверен, песня станет популярной не только среди поклонников Уилсона и обрастет десятками каверов.
Очередное инструментальное произведение, начинающееся с аккуратной тремоло-гитары. Затем аранжировка обрастает деталями. В частности обращает на себя внимание глухой звук рабочего барабана и совершенно джазовое фортепиано.
И внезапно начинается типичное прогрессив-мясо! Но так же быстро и неожиданно заканчивается. И снова звучат гитарка, флейта, клавишные.
И все.
Робертфриповское влияние. Однозначно. К тому же, это инструментал, где можно разойтись по полной и без ограничений по времени, чем и воспользовался Уилсон.
Композиция-медитация с восточным колоритом, которая более известна в исполнении группы Porcupine Tree (одной из групп Уилсона). В этом кавер-варианте заметно выделяется гитарно-ритмическое оформление. На нем и держится все остальное: джазовое соло на клавишных, партия саксофона Тео Трэвиса в манере Дика Перри (Shine On You Crazy Diamond), флейты в духе Blackstar — прощального шедевра Дэвида Боуи, а также прочие декоративные элементы.
В припеве поет приглашенный артист — знаменитая израильская певица Нинет Тайеб:
Don't hate me
I'm not special like you
I'm tired and I'm so alone
За основу трека взята запись с концертного выступления где-то в Европе, которая потом была доработана в студии. Результат вышел приятный.
Обложка альбома имеет два варианта оформления: с 4,5 полосками и без них.
Вероятно, две девушки на фотографии символизируют два предыдущих альбома, рабочие материалы с которых вошли в этот.
Альбом 4 ½ — это тот случай, когда неизрасходованные песни и черновики со временем проявляют свою силу и заслуживают право на жизнь. Забавно наблюдать, как они складываются в отдельный проект и в нем обретают свое значение. Стивен Уилсон по-прежнему звучит громко, вкусно и уверенно, даже после высших похвал за предыдущие диски. Пока еще не загордился.
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.