Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

Steven Wilson — 4 ½ (2016)

Рецензия на альбом Steven Wilson — 4 ½ (2016)

4 ½ — своеобразный мини-альбом плодовитого на сочинительство Стивена Уилсона. Название «четыре с половиной» можно понимать как пятый альбом, который оказался «половинчатым» по длительности (37 минут). Однако, по музыкальной части тут все в полном порядке.

Треклист

  1. My Book of Regrets
  2. Year of the Plague
  3. Happiness III
  4. Sunday Rain Sets In
  5. Vermillioncore
  6. Don't Hate Me

Общее впечатление

Предыдущая работа Уилсона Hand. Cannot. Erase. имела большой успех и похвальные отзывы, однако была больше ориентирована на массовую аудиторию (возможно, поэтому и столько восторгов). В ней было больше места для поп-звучания.

А альбом 2013 года The Raven That Refused to Sing (And Other Stories) имел звук, схожий с Jethro Tull и Yes, даже некоторые мелодии были со средневековым привкусом. Но он оказался слишком уж замудренным для среднестатистического слушателя.

В новой же пластинке Стивен решил «держаться корней» — играть традиционный махровый прогрессив-рок.

Кстати, я неспроста упомянул предыдущие два альбома Уилсона. Ведь материалом для 4 ½ стали как раз песни, написанные в процессе работы над ними — двумя большими и очень разными пластинками.

В итоге на 4 ½ попали 6 лучших композиций этого периода и автор наконец-то нашел баланс между сложной музыкой и поп-саундом. Поиск не был напрасным: вышла интересная и вполне понятная работа.

Альбом состоит из трех песен со словами и трех занимательных инструменталов.

My Book of Regrets

Сочное начало альбома: вступающий орган, яркие янтарные переливы гитар, выведенный наперед бас, умелое использование клавишных, которые не тянут на себя внимание.

Вполне удачная аранжировка: она задает правильное настроение всей пластинке.

Вокал также интересен. Стивен делает резкие переходы из динамичных припевов в меланхоличные довески:

Don’t let it bring you down
Just wait till the morning come

Припев заканчивается на «открытой» ноте. От такого приема пробегают мурашки по спине и хочется слушать дальше.

А дальше нас ждет вторая часть — проигрыш с солирующей бас-гитарой под аккомпанемент «чешущих» гитар. Затем бас передает эстафету скоростным клавишным. Ну и под конец уделяется место соло-гитаре. От нее веет духом King Crimson, особенно принимая во внимание ломаную ритмическую структуру. Впрочем, местами отдает даже «Квинами».

Но это еще не все! Ведь наступает время третьей части в духе Pink Floyd: загадочные ударные, тремоло-гитары, волнистый бас. Хотя звуки грозы — это уже дорзовская Riders On The Storm. После чего все возвращается к гармониям первой части композиции.

My Book of Regrets — это большое и многоуровневое произведение с явными элементами математического подхода в музыке. С точки зрения звукорежиссуры, композиция звучит очень по-американски.

Year of the Plague

Инструментальная зарисовка с приятным задумчивым шлейфом. Тут Стивен даже приукрасил трек струнными оркестровками. Акустические гитары в сочетании с фортепиано и воздушным отдаленным типа-сопрано придают композиции камерное настроение.

А под конец звучит грамотная выверенная барабанная дробь.

Наблюдение редактора:

Не так давно похожую дробь мы повстречали в композиции Erasers (For T.) российского коллектива Daoritma.

Happiness III

Начало такое прямо инди-хипстерское. Но все меняется, когда вступает «взлохмаченная» гитара при поддержке тяжелой артиллерии — связки баса и ударных.

Конечно, это больше похоже на хард-роковый хит, нежели на привычную слушателям Стивена Уилсона задумчивую прогрессив-музыку.

Something in this town is draining me
Could be the junk food or the gasoline
I hide it well...

Как можно догадаться из названия, песня о счастье. Хотя стихи повествуют совсем о другом (так часто бывает). Например, про скачивание порно из сети:

I’m tired of burning up the time at my PC
I only end up downloading the same old pornography
The same old scene...

В припеве Стивен сжимает необычайно длинные строки в почти речитативные формы:

Sorry that was cruel I only meant for you to lose your balance in the snow
Slip on the ice so I can catch you fall
Sorry that’s not true I didn’t think that you would take it all to heart
I just to made it up so I could watch you crawl

Больше всего удивляет чисто американский коммерческий саунд (уже не в первый раз на этом альбоме).

It’s all been said...

Уверен, песня станет популярной не только среди поклонников Уилсона и обрастет десятками каверов.

Sunday Rain Sets In

Очередное инструментальное произведение, начинающееся с аккуратной тремоло-гитары. Затем аранжировка обрастает деталями. В частности обращает на себя внимание глухой звук рабочего барабана и совершенно джазовое фортепиано.

И внезапно начинается типичное прогрессив-мясо! Но так же быстро и неожиданно заканчивается. И снова звучат гитарка, флейта, клавишные.

И все.

Vermillioncore

Робертфриповское влияние. Однозначно. К тому же, это инструментал, где можно разойтись по полной и без ограничений по времени, чем и воспользовался Уилсон.

Don't Hate Me

Композиция-медитация с восточным колоритом, которая более известна в исполнении группы Porcupine Tree (одной из групп Уилсона). В этом кавер-варианте заметно выделяется гитарно-ритмическое оформление. На нем и держится все остальное: джазовое соло на клавишных, партия саксофона Тео Трэвиса в манере Дика Перри (Shine On You Crazy Diamond), флейты в духе Blackstar — прощального шедевра Дэвида Боуи, а также прочие декоративные элементы.

В припеве поет приглашенный артист — знаменитая израильская певица Нинет Тайеб:

Don't hate me
I'm not special like you
I'm tired and I'm so alone

За основу трека взята запись с концертного выступления где-то в Европе, которая потом была доработана в студии. Результат вышел приятный.

Обложка

Steven Wilson — 4 ½ (2016)

Обложка альбома имеет два варианта оформления: с 4,5 полосками и без них.

Второй вариант оформления альбома 4 ½ (Steven Wilson)

Вероятно, две девушки на фотографии символизируют два предыдущих альбома, рабочие материалы с которых вошли в этот.

Диагноз

Альбом 4 ½ — это тот случай, когда неизрасходованные песни и черновики со временем проявляют свою силу и заслуживают право на жизнь. Забавно наблюдать, как они складываются в отдельный проект и в нем обретают свое значение. Стивен Уилсон по-прежнему звучит громко, вкусно и уверенно, даже после высших похвал за предыдущие диски. Пока еще не загордился.

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок