Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века
Zen Variations — новый инструментальный альбом петербуржцев The Legendary Flower Punk, сайд-проекта Камиля Шараподинова (лидера группы The Grand Astoria), раскрывший новую грань их вдохновения и уровень владения магией звука.
В первую очередь, дзен учит непоколебимости. В случае с альбомом, название как нельзя супер точно совпадает с музыкой. Все треки соединены общим концептом, они непоколебимо звучат в едином стиле, и от этого весь альбом слушается как цельное законченное произведение.
Как нетрудно догадаться, основная идея альбома — дзен, в самых разных его проявлениях — от вечеринки до рождества, от поля боя до белой магии. И кругом красиво, сочно, интеллигентно.
И ни слова о панке!
Ну, а если погружаться в пучину жанров и стилей, то альбом сложно однозначно отнести к какому-либо направлению. Потому что здесь замешаны прогрессив-рок, фанк, психоделия, краут-рок, электроника и даже вкрапления джаза. Да и зачем говорить о стилях? Лучше слушать музыку.
Конечно, все композиции построены на харизматичных и аккуратных гитарных партиях Камиля Шараподинова — идейного вдохновителя The Legendary Flower Punk. Хотя, главное отличие «Легендарного Цветочного Панка» от основного коллектива The Grand Astoria состоит в том, что здесь сделан упор на совместные джемы, а авторство композиций принадлежит всем участникам группы.
Гитарное исполнение Камиля Шараподинова (по крайней мере, на этом альбоме) порой минималистично и будто намеренно сдержанное. Но при последующих прослушиваниях начинаешь понимать, что там было скрыто — те самые тонкие вибрации, чистый дзен. Звучание пластинки на высоте — все чисто и выверено. Он не «поливает» скорострельными соляками и всегда оставляет достаточно пространства для размышлений.
Чтобы глубже исследовать его технику игры и музыкальную картину мира, горячо рекомендую послушать многочисленные релизы других его проектов — The Grand Astoria и Organic Is Orgasmic.
Большая часть треков построена вокруг басовых партий Михаила Лопакова. Они являются стрежнем, на котором ребята плетут свои дзен-истории. На Zen Variations Михаил демонстрирует свое владение бас-гитарой — разноплановую динамику, абсолютную точность и умение работать в разных стилях.
Николай Кунавин играет на ударных легко и естественно. При этом, его партии разнообразны и наполнены всякими мелкими деталями и фишками, отчего музыка «Легендарного Цветочного Панка» только выигрывает.
Альбом записан с января по октябрь 2016 года на Red Wave Studio в Санкт-Петербурге.
По моей просьбе рассказать о Zen Variations, Камиль сообщил следующее:
Zen Variations неспешно сочинялся с мая 2015 года в ходе джем-сессий, что в корне отличается от творческого процесса в моей второй группе The Grand Astoria, где я все заранее сочиняю дома от начала и до конца, а дальше на репетициях мы уже вместе с группой что-то доаранжировываем, додумываем какие-то украшательства. С «Цветочным Панком» все иначе. Тут, как правило, Миша приносит какой-нибудь басовый рифф и мы отталкиваемся от него. То есть здесь 100 % коллективное сочинительство. Мы решили считать эту запись нашим первым реальным альбомом, а все что было до нее — неким доисторическим артефактом. Раньше это был мой личный полигон для каких-то сольных странностей, теперь же это полноценный турящий живой электрический коллектив.
Судьба сделала мне отличный подарок — знакомство с The Legendary Flower Punk и возможность побывать на нескольких концертах группы в рамках Zen Variations Tour, где они играли композиции с этой пластинки.
Поэтому моя оценка основана, в первую очередь, на впечатлениях от общения с командой и нашего совместного путешествия. Возможно, эта музыка еще больше запала мне в душу именно благодаря нашей спонтанной встрече.
Конечно, альбомные версии композиций звучат богаче и многограннее. Таким образом, мне удалось услышать альбом в двух «вариациях» — сыром концертном звуке и отшлифованном студийном.
На концертах было больше импровизаций и грува. Вот, к примеру, запись концерта в Вильнюсе:
С другой стороны, на альбоме есть масса вольной подачи благодаря сочетаниям инструментов — например, трубы и балалайки.
Альбом открывает Earthquake Zen, которая приковывает внимание с первых звуков. Смелый гитарный рифф сразу же подхватывает балалаечная трель и возгласы трубы, как будто они спорят между собой. Следом вступают бас и ударные. И постепенно, балалайка с трубой находят себе отведенное место в удобном ритме. И тут уже каждый солирующий инструмент «делает» свою музыку и развивает тему землятресения.
Местами они «раскачиваются» и стремятся к 10-бальной шкале, но гитара и ритм-секция умудряются сдерживать этот хаос. Так что никого не выносит за пределы композиции. И получается очень гармонично и слаженно.
Во второй части композиции появляются рваные музыкальные фразы трубы и балалайки, гитара делает что-то свое вне основной гармонической линии. Но когда диссонанс уже почти на грани, все вдруг начинает приходить в баланс. И из этого незаметно образовывается финальная фраза, которая обыгрывается некоторое время и приводит к логическому завершению композиции.
Задумчивая «урбаническая» тема. Вокруг флажолетного басового риффа Михаила появляется «ритм дороги», дополняясь печальной, почти плачущей партией электрогитары. На заднем плане совсем негромко звучат кларнет и саксофон, которые ассоциируются с ночным проспектом после дождя и проносящимися по нему машинами.
Большую часть композиции не происходит как такового развития. И только во второй половине трек набирает обороты. И тогда уже барабаны ведут «основной курс», Камиль показывает истинное лицо урбании в нескольких параллельных гитарных дорожках, а от печали не остается и следа.
Задорный слэп-бас в сочетании с игривыми и сочными синтезаторами дают действительно party-настроение. А гитарные вставочки а-ля 70-е воспринимаются как раннее западное диско. Местами даже веет творчеством Kraftwerk.
Но во второй части Камиль берет слово и выдает зафуззованное соло, а затем расчерчивает пространство вокруг себя гитарным запилом. И вдруг оно сменяется прекрасным джазовым соло на трубе в пределах фанковой аранжировки.
По моим ощущениям, Subway Zen — ключевая композиция альбома. Здесь увлекательные флажолеты на басу, точный умный ритм и, как всегда, запоминающиеся гитарные партии. Хотя, в целом, здесь нет ничего сложного. Но как звучит!
Особенно порадовал Subway Zen в концертном исполнении (хоть и в максимально упрощенной аранжировке). Даже при минимальных средствах трек звучит очень плотно (не отказывайте себе в удовольствии сходить на их концерт).
Warfield Zen — трек «с поля боя». И это действительно боевик! Его жутковатый гитарный запил в дальнейшем подкрепляется духовыми. И в самом деле: начинаешь ощущать себя на битве добра со злом, а может, и себя с самим собой. Но задумка — это личное дело автора. А восприятие слушателем — вещь субъективная. Оттого и разные мнения.
Здесь каждый такт наполнен разнообразными вкраплениями: музыканты передают друг другу слово, кидая на полотно по фразе каждый. Много деталей и нюансов, обогащающих трек и делающих его интересным.
Меланхоличное произведение. Все начинается с флажолетного бас-риффа. Затем вступает гитара (тоже флажолетируя), подчеркивая основной рифф. И далее — гитарная часть, разделенная на два трека. И каждое окончание фразы звучит в разных каналах по-своему. Камиль без малейшего стеснения пользуется рычагом тремоло, делая риффы более воздушными.
Далее на фоне «летит» синтезатор, а сменяет его fuzz-гитара. А потом вас ждет короткое, но яркое соло на ударных. И после вас ждет фанк с подробным соло.
А вот и live:
Нежнейший и трогательный номер. Здесь удачная, почти волшебная гармония, заставляющая трепетать внутренних ангелов. Флейта подчеркивает утонченность, а фортепианные джазовые импровизации добавляют торжественности и не дают заскучать от повторяющегося гитарного риффа. Хотя его можно слушать долго и он не надоест.
Ударные, справленные деликатным железом, неминуемо ассоциируются с Pink Floyd. И ближе к финалу картинка меняется, принимая форму вальса, и все инструменты ведут трек к завершению, оставляя что-то доброе внутри и некоторую недосказанность в конце при помощи шумового сэмпла в духе Radiohead.
Достойное завершение альбома.
И небольшой бонус — live-версия композиции Christmas Zen:
Коллектив уже давно сотрудничает с питерской художницей Софьей Мироедовой. Она неоднократно оформляла пластинки ребят. И в этот раз она сделала для The Legendary Flower Punk восхитительный конверт с персонажами — щенком и олененком.
Вот как смотрится обложка на физическом носителе:
Ребята вообще молодцы, сделали даже документальное видео про создание обложки:
Ах, как прекрасна и по-своему загадочна психоделия, особенно когда ее делают ребята из России. Есть в ней что-то таинственное, чего не встретишь у западных исполнителей. Это вам не пляжи Сан-Франциско, и даже не откровения с берегов Темзы — это задумчивая музыка северных людей.
Расскажите друзьям:
Партнер проекта
— интернет-магазин виниловых пластинок
© 2015–2024 Рецензор — авторские рецензии на великие альбомы и обзоры музыкальных новинок.
Копирование материалов возможно только с письменного разрешения администрации сайта.
Сайт работает на HostCMS.