Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

Земфира — Вендетта (2005)

Рецензия на альбом Земфира — Вендетта (2005)

«Вендетта» — четвертый альбом Земфиры, в котором она выступила в роли инди-исполнителя. Здесь она взяла за основу электронное звучание и смешала его с чистым неразбавленным роком. А поэтически она вышла на совершенно новый уровень. И сразила всех наповал.

Треклист

  1. Небомореоблака
  2. Дыши
  3. Итоги
  4. Так И Оставим
  5. Самолет
  6. Дай Мне Руку (Я Пожму Её)
  7. Блюз
  8. Прогулка
  9. Друг
  10. Жужа
  11. Малыш
  12. Повесица
  13. Красота
  14. Разные (Все Такие)
  15. Jim Beam (Уфа ’97)

История альбома

Это поворотный альбом в творчестве Земфиры. Тексты стали глубже и многограннее, а музыка разнообразнее. Появилось место экспериментам с жанрами и звучанием. Да и вообще, она стала увереннее в себе, как автор.

В списке продюсеров пластинки значатся Игорь Вдовин, Влад Креймер и Корней. Хотя все мы прекрасно понимаем, что «Вендетта» — это по большей части индивидуальная работа Земфиры. Большой «сторонний» вклад внес гитарист Корней, который позднее приобрел известность именно благодаря этой работе. Наверное, он второй после Земфиры, кто отдал себя ради этих песен. В одном интервью Земфира прямо и заявила, что фактически альбом делала с Корнеем на двоих.

Земфира и Корней

Вообще, Земфира с Корнеем «такая безумная пара». Например, посмотрите, как они играют вживую:

В процессе записи пластинка носила название «Нефть». Но в самый последний момент Земфира решила переименовать альбом в «Вендетту» (у нее так всегда — ключевые изменения вносятся на границе дэдлайна). Певица утверждала, что слово «вендетта» означает не только возмездие. По ее мнению, в конкретном случае, название несет в себе несколько значений. А каких именно, она не сказала.

В песнях есть несколько «красных нитей». Во-первых, внимательный слушатель заметит тему ухода и возвращения. Например:

Я ухожу, оставляя горы окурков

И еще пример:

Я все равно вернусь

Во-вторых, в текстах максимально откровенно упоминаются наркотики:

Твоя еще детская кожа
Юные крепкие вены
Успех наших начинаний

Или так:

Недокуренный план, гигабайт фотографий

И еще вот так:

И снова ночь
Стрела отравлена ядом
Я никогда, никогда тебя не оставлю
Ты полежи со мною не слышно рядом

А вообще тексты «Вендетты» стали гораздо глубже и интимнее. В них Земфира больше поет о своих личных переживаниях и жизненных принципах. И это уж явно не «девочка-скандал». Это совершенно другой level.

Земфира с мегафоном (2005 год)

Альбом оказался коммерчески успешным (самый продаваемый альбом в России в 2005 году), равно как и тур, включавший 40 концертов. Причем, на последнем концерте в Москве Земфира таки решилась на первый stage-dive (прыжок со сцены в толпу, который придумал никто иной как Игги Поп). После тура был издан концертный альбом «Земфира.Live», состоящий из записей, сделанных во время турне.

Земфира во время тура 2005 года

И признание не заставило себя ждать. Земфира получила за «Вендетту» несколько наград, среди которых премия «Рекордъ».

Звучание и запись

Изначально Земфира планировала записать электронный альбом. Но за время работы ее утомили электронные звуки и на финишной прямой она приправила коктейль теплым ламповым гитарным звуком. Альбому это пошло на пользу.

Здесь Земфира раздвинула границы своего звучания, отойдя от принципиального рока, разбросав по трекам элементы трип-хопа, техно и даже диско. Я помню, как после выхода пластинки в 2005 году некоторая часть преданных фанатов Земфиры была в гневе за «предательство» (мол, Земфира уже не та). Однако, таким вот поворотом в своем музыкальном облике она приобрела толпы новых поклонников — среди представителей среднего класса и олигархов. Это, кстати, занимательный исторический феномен: в каком-то смысле Земфира пошла по стопам Аллы Пугачевой, превратившись в символ чего-то мистического и элитарного.

Кроме того, Земфира пригласила на запись своих старых товарищей по рок-н-роллу — музыкантов «Мумий Тролля» (Юрия Цалера и Олега Пунгина). И они сделали свое дело на «отлично». Взять хотя бы «Небомореоблака». Какой забористый звук гитар, какие ударные! А «Малыш»? Тоже супер. Причем этот сырой звук имеет свои причины быть таким, какой он есть. Вот что об этом сказала Земфира в интервью «Коммерсанту»:

В этот раз все было по-другому. Музыканты играли с похмелья? Я оставляю этот дубль! Передо мной стояла задача максимально передать настроение. Эта расхлябанность и небрежность для меня связаны со словом «рок». Я устала редактировать, мне захотелось сыграть просто: собираются четыре человека в одной комнате, фигачат — и вот оно, рождается из воздуха.

Многие вокальные партии Земфира записала прямо дома. И не стала перезаписывать их в студии. Возможно дело в том, что дома ей было легче настроиться на правильный лад и передать настроение через пение.

Земфира дома

В некотором смысле «Вендетта» — это альбом, формирующий определенную социальную позицию. В прессе певицу даже обвиняли в нарочито идеологически-заказной пластинке. Даже ссылались на то, что лейбл REAL Records имеет прямое отношение к «Первому каналу» и лично к Константину Эрнсту. Но какое нам дело? Альбом-то замечательный и четко передает дух времени. Иначе говоря, это открытка с видом на Россию 2005 года.

Кроме того, она просто написала и спела о том, что волнует ее. И многих других. Однозначно можно сказать, что Земфира делала эту пластинку, в первую очередь, для самой себя. Это чувствуется по настроению песен, поднимаемым вопросам, да и по разговорному языку, содержащему кучу сленга.

Небомореоблака

В Земфире мне нравится то, что у нее радио-версии песен всегда радикально отличаются от альбомных. Помните, как «Небомореоблака» звучали по радио? Но ведь это все не то. Потому что именно в хард-роковой аранжировке песня несет силу и звучит как надо! Особенно, если это первый трек альбома.

Именно он наглядно иллюстрирует «новые русские противоречия»: деньги и проститутки, нелепые правила игры в шоу-бизнес, стареющие родители-телевизоры, смотрящие пустые и бессмысленные фильмы, певица Валерия, в конце концов:

Эти серые лица не внушают доверия
Теперь я знаю кому поет певица Валерия
Я готова на многое, готова даже исправиться
Упакуйте, отдайте меня стюардессам-красавицам

К слову, Земфира утверждала, что певица Валерия — это не более чем собирательный образ, и что она ничего не имеет против нее. В своих интервью Земфира объясняла:

Просто, когда писалась песня, певица Валерия рекламировалась особенно широко и навязчиво.

В проигрыше гитары диссонируют, подчеркивая крайности современного общества (разумеется, российского).

В последнем припеве (под шорохи винила) гитара звучит как из телефона. И затем «мясо» продолжается. И даже больше: финальное соло — это до жути грязный гитарный звук, незаметно понижающийся. И в самом финале появляется мягкий булькающий синтезатор Moog, и трек плавно перетекает в следующую, трогательную до слез композицию «Дыши».

Дыши

«Дыши» — одна из самых личных и глубоких песен Земфиры. Удивительно проста и изящна, она заставляет что-то шевелиться в области груди:

Ты говоришь, что страшно я смеюсь
Есть у меня один секрет
Ты говоришь, что любишь, я боюсь
И так уже много тысяч лет

Легкие воздушные ударные, «квадратный бас», нежные электрогитары в исполнении Корнея, сдобренные душевным хорусом и вдохи Рамазановой в припеве (отсылка к припеву битловской песни Girl):

И не держи
Мне известны все твои уловки
Я только злюсь
Дыши
Ненавижу эти остановки
Я, я всё равно вернусь
Вернусь, вернусь

Единственное нецензурное слово на всем альбоме оказалось именно в этой душевной песне:

Я говорю об этом, ты молчишь
И не пытаешься понять
Я пропадаю где-то, ты не спишь
Твой аналитик просто блядь

И Корней его так смачно и эмоционально обыграл, что прямо диву даешься.

Проигрыш тоже интересный: аранжировка попросту распадается до состояния скелета, но потом плавно «возвращается» и усиливается, и Земфира поет последний припев, украсив его запоминающимися голосами с разных сторон:

Не держи (не, не, не держи)
Мне известны все твои уловки
(Я, я) я только злюсь
Дыши (дыши, не держи)
Мне известны все твои уловки (ненавижу)
(Ненавижу) ненавижу эти остановки

Также среди деталей отлично вышла ключевая фраза последнего припева «ненавижу эти остановки», после которых музыка действительно «останавливается», и в этой паузе звучит только Moog. И Земфира допевает припев.

Стоит отметить, что «Дыши» по аранжировке (и названию тоже) перекликается с песней Стинга Every Breath You Take. Взять хотя бы звучание ударных — очень похоже. Вероятно, именно стинговским шедевром и певица вдохновилась при написании песни.

Итоги

«Итоги» — это электронная бас-бочка, акустическая гитара и прекрасный голос:

Я ухожу, оставляя горы окурков
Километры дней, миллионы придурков
Литры крови подаренной или потерянной
Оставляю друзей, тех, что наполовину
Себя на радиоволнах коротких длинных
Осчастливленных мною и обиженных мною

А в припеве начинается развитие: появляется рабочий барабан с пружинами (тоже электронный) и фирменные земфировские бэк-вокалы (низкие и высокие):

Терзает ночь мои опухшие веки
Я ничего, ничего об этом не помню
Моя любовь осталась в двадцатом веке

А в конце шуршит синтетический звук, ассоциирующийся с торможением, по настроению схожий с Radiohead.

Также в самом названии песни есть отсылка к отечественному истэблишменту. И как гиперссылка к первой песне альбома.

Рената Литвинова сняла замечательный «домашний» клип на «Итоги». Получилось душевно:

Так И Оставим

Очередной номер с «жирной» драм-машиной и гитарами. Это один из трех треков на «Вендетте», разработанный совместно с композитором Игорем Вдовиным.

Отличные глубокие стихи, прямолинейные и философские:

Боль тем и полезна
Что заставляет двигаться дальше
Мне б твои мысли, я б в свои песни
Просто представим

Тут есть очередной наркотический намек:

Я на диване
Небо в кармане
Так и оставим

Несмотря на частично электронную аранжировку, это настоящий блюзовый трек. Выдают в первую очередь эмоции. Во вторую — электрогитара Корнея.

Из деталей хочу отметить реверсивные гитарные вставки, а также дико печальные вокалы Земфиры. И в конце проигрыша симпатичный блюзовый рифф.

Самолет

«Самолет» — баллада про самолеты и страхи:

Сколько в моей жизни было этих самолетов
Никогда не угадаешь, где же он не приземлится
Я плачу за эти буковки и цифры
Улечу на этом кресле прямо в новости

А еще про корабли и их покорность судьбе:

Корабли имеют сердце и возможность выбирать
И погибая, улыбаться

Обратите внимание, какая нежная и аккуратная арфа (в исполнении Валентины Борисовой). Но главное — это то, как Земфира смогла передать глубокую эмоциональную связь с любимым человеком:

Давай я позвоню тебе, еще раз помолчим
Поулыбаемся друг другу

Весь трек звучит под метроном и дыхание ее племянника, которого Земфира попросила подышать, когда тот гостил у нее: «он дышал не так ритмично как я». Кстати, спустя годы мальчик повзрослел и принял участие в земфирином сайд-проекте The Uchpochmack.

Тут есть и ссылочка к старой русской песне:

Белеет парус одиноко, дурачок
Он ничего не понимает

Хотя, конечно, ключевые и самые сильные слова эти:

Люблю твои запутанные волосы
Давай я позвоню тебе, еще раз помолчим

Поклонники Земфиры утверждают, что это посвящение Корнею — гитаристу, сыгравшему большинство партий на этом альбоме. Да и певица не скрывала своего восхищения его талантами.

Видео на «Самолеты» — это еще один документальный опус под авторством Ренаты Литвиновой. Тут показано как Земфире делают татуировку на шее:

Дай Мне Руку (Я Пожму Её)

«Дай Мне Руку» — это еще один «тяжелый» трек с участием Олега Пунгина из «Мумий Тролля». На первый взгляд, может показаться, что трек немного выбивается из общей картины альбома, благодаря рок-н-ролльному задору. Однако, лиричное настроение припева отлично сплетается с другими «мягкими» композициями (например, «Самолет» и «Друг»):

Не печалься, ты конечно лучше всех
Я запомню твои родинки и смех

И сразу после слова «смех» Корней начинает хохотать — знаете, эдак по ренаталитвиновски. А потом снова пространство заполняется ламповым фендеровским саундом в его же исполнении.

В стихах Земфира упомянула The Rolling Stones! Причем явно так:

Но даже камни куда-то катятся

И это очень в тему. Потому что it’s only rock’n’roll.

Блюз

Про этот трек Земфира рассказывала, что он написан (и записан) по всем блюзовым канонам. Хотя по форме не совсем является блюзом.

А так, тут все на своем месте: гитары Корнея, Hammond (Иван Фармаковский), Fender Rhodes в исполнении самой Z, приятные ударные и, конечно, непередаваемой красоты голос, причем отдельной похвалы заслуживает его диапазон:

Покатаемся по городу
Отвези меня, пожалуйста, к мосту
Ближе, ближе, здесь я дышу

Говоря о поэзии, здесь есть и элемент бунта:

И меня моя милиция
Заберет и не подавится, смотри
Дальше, дальше, здесь никогда

Слово «милиция» Корней обыграл гитарным завыванием, которое можно расценить как имитацию сирены. Как и в «Самолете», здесь на заднем плане стучит метроном — на манер битловской Blackbird.

Клип на песню перекликается с обложкой пластинки. Также в нем отличные черно-белые образы от все той же Ренаты Литвиновой:

Прогулка

Из-под бита голос Земфиры «булькает», пытаясь вырваться наружу (технические штучки). И в итоге прорывается ее узнаваемым многоголосием.

Вот оно типичное московское диско. Такое пятничное, разносящееся по послегрозовым бульварам, расплываясь в свете уличных фонарей и мерцании витрин:

Фонари зажигаются
Я держу тебя за руку

В припеве Земфира поет на два голоса — в унисон в разных октавах:

Случайно падали звезды
В мои пустые карманы
И оставляли надежды

И колокольные перезвоны (с кремлевским привкусом). А дальше:

Мои колени замерзли
Ты был счастливый и пьяный
И что-то важное между

Забавный факт заключается в том, что «Прогулку» не взяли на «Русское радио». Земфира лично принесла песню и ей отказали, назвав ее «слишком модной». Как говорится, не формат. На что она только рассмеялась.

Музыкальное видео снято на фоне обшарпанных стен, ну и Земфира манерничает перед микрофоном:

Друг

Минималистичная и мантроподобная песня. С элементами техно. Есть замечательные зацикливания драм-машины. В песне Земфира, похоже, описывает события своей жизни на момент работы над «Вендеттой»:

Живу неслышно и как представиться
Долгожданное ничто
Пишу пластинку, пока все нравится
Вот только знаешь что

Интересно звучат искажения вокала в некоторых фразах, например, этой:

Цепкие пальцы любви

И самая последняя гитарная фраза — это снова блюзовая заслуга Корнея.

Жужа

Хрупкое меланхоличное произведение. И снова техно. Акустическая гитара наполнена реверами, от которых каждый скрип струн разносится по панораме. Ну а Земфира опять в своем духе — погружается глубоко, опираясь на эмоции и личную историю:

Я ничего не хочу, жужа
Я словно высохшая лужа
И в моем сердце совсем пусто
И холодно
И заводские дымят трубы
И ты целуешь меня в губы
И обещали дожди с юга
Но где они?

Эти слова навевают атмосферу Уфы — родного города певицы, и возможно, ее тоски по этому месту.

Такая вот вечная тема — любовь:

Мы растворяем друг друга, жужа
Как кислота или что хуже
И нам нести эту боль вместе
Стеклянную

И после этих строк приходит время лирического отступления, которое состоит из торжественно-печального «синтетического оркестра» в исполнении меллотрона. Пробирает до глубины души!

Малыш

Чисто наркоманская история. Тут много всяких отсылок к московской нарко-среде:

И мы потечем как реки
В неоновые аптеки
В известных всем переходах
Стоят наши ледоходы

Я уж не буду подробно объяснять, что такое «неоновые аптеки» и в каких именно переходах можно встретить «ледоходов». А тема наставничества над начинающим раскрыта так, что точнее некуда:

Твоя еще детская кожа
Юные крепкие вены
Успех наших начинаний
Такая безумная пара

Да и аранжировка соответствует. И все же это песня о любви:

Будь со мной
Смотри, я тебе покажу чудеса
Лети

После динамичного гитарного соло повторяется припев. И в нем Земфира поет отстраненным уставшим голосом:

Малыш
Смотри, я тебе подарю чудеса
Лети

А завершает припев трогательный гитарный рифф с легким тремоло и хорусом.

В записи разбросано несколько гитарных партий. Тут получилась гитарная дуэль между Юрием Цалером и Корнеем. Что ж, оба хороши — не придерешься ни к одной ноте. Именно на таких дэулях (дуэтах) и рождаются хиты.

Но существует и акустическая версия этой песни — Земфира с Корнеем «Малышом» начали свое выступление на «Нашем Радио»:

Повесица

И сразу после хард-рокового «Малыша» следует… еще один хард-рок. Начинается красивой перебивкой ударных и выраженным басовым риффом. Но стихи опять же про любовь и боль:

Раненое сердце весит тяжелее
Пробую согреться, пью и не пьянею
Я прошу: верни меня
Кто тебе позволит или не позволит
Чего же ты боишься — бога или боли
Я прощу, верни меня

А припев, конечно, пугающий:

Я хочу повеситься
Фонарь, веревка, лестница
Забыть
Два кровавых месяца
Столько мин и пострадавших
Буду висеть, молчать и любить

Да, колбасило ее в те времена, видимо, сильно. Ну а что, молодая и успешная, и все от нее чего-то хотят. Впрочем, в творчестве Земфиры встречаются темы самоубийства. Например, в «Я Полюбила Вас» (с альбома «Спасибо»):

Я выбирала жизнь, стоя на подоконнике

Помнится, на предыдущей пластинке в «Трафике» была цитата из ледзепеллиновского Kashmir. Теперь и здесь Земфира решила «воздать» великим еще одной — едва заметной — цитатой:

Я, конечно, прослушиваю альбом до того, как он выходит в мир, и не один раз. Более того, на нём опять присутствует цитата из Led Zeppelin! Это не секрет, хотя она гораздо скромнее и очень гармонично вписалась в аранжировку. Это единственная намеренная цитата, и я, безусловно, понимала, что имела в виду, когда ее включила. Некий отсыл к той композиции, к той песне, тому настроению, тем словам.

А загадка, кстати, хитрая, двойная. Первая часть — это конечно же, «лестница» (Stairway To Heaven), вполне очевидная. А вот вторую мне удалось разгадать далеко не сразу (а может, и не удалось). Насколько я понимаю, здесь использован прием гитарного реверса перед риффом из цеппелиновской песни For Your Life с альбома Presence. Впрочем, кто знает, что она имела ввиду?

И напоследок, хочу отметить идеальное «попадание» с трубой в финале (в исполнении Александра Дедковского). Такой прием, когда духовые появляются в самом конце был замечен у The Rolling Stones и Чака Берри.

Красота

Атмосферно-сентиментальное произведение, стилистически схожее с работами Эннио Морриконе. По энергетике трек прочно ассоциируется с фильмом Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила» — эти фортепиано, струнные и простота. Впрочем, здесь чувствуется рука композитора Олега Вдовина (он участвовал в создании аранжировки).

Здесь Земфира вообще как бы вне рока. И это у нее получается замечательно. Причем, она совсем не стесняется использовать «пластиковые» струнные. Да и вписались они здесь отлично.

А стихи — это женская поэзия в лучшем своем проявлении:

Какая красота: дождь идёт
Я одна, на тротуарах пузыри
Я считаю их, я не знаю вас
Больше

Эдакий серебряный век. Причем, песня состоит из этого короткого стихотворения, которое повторяется и повторяется, словно мантра.

На фортепиано играет замечательный пианист Олег Белов из группы «Фрукты» (да-да, той самой, что в «Вечернем Урганте»).

По сути, «Красотой» и заканчивается «Вендетта». Однако в первом издании пластинки уже присутствовали бонус-треки. Поэтому они прочно вошли в сознание как неотъемлемая часть альбома.

Разные (Все Такие)

Рабочий барабан звучит как выстрел. Корней играет на басу слэпом, что придает песне фанковый привкус. Для него Земфира даже выделила несколько «тактов славы» (соло на басу после второго припева). Синтезатор в припеве звучит как «генно-модифицированный» клавесин.

Разумеется, это несерьезная композиция. Начиная с драм-машины и заканчивая общей звуковой картиной. Но стихи — это чистый стеб:

Мой приятель любит водку и самолеты
Знакомая любит свечи и Анну Каренину

И еще:

Мой директор рыболов и, может быть, геймер
Моя соседка звезда, между прочим, народная

Строчку про соседку можно расценить как отсылку к певице Валерии, кстати. А в припеве есть даже псевдо-философия:

И все такие разные
Счастливые-несчастные
На этих самых разностях
Построен этот мир

Земфира умудрилась потроллить и масс-медиа:

Подумала и взвесила
И грустно мне и весело
И даже эта песенка
Найдет себе эфир

А в самом конце появляется электрогитара а-ля Эдж из U2.

Jim Beam (Уфа ’97)

Композиция хоть и мрачная, но сильная. Это из ее раннего творчества, еще уфимского:

По высоким по стаканам Jim Beam
В губы целоваться неприятно — герпес достал
А под звездами на крыше светло вполне
Может сходим погуляем, шагнем вперед

Кто не знает, Jim Beam — это бурбон (американский виски). Погуглите. А лучше попробуйте, глядишь и песня прочувствуется сильнее.

Здесь снова появляется алко-нарко подтекст:

Наркоман и меланхолик алкоголик

И особенно пугающе звучат отдаленно звучащие слова:

Ручки, ручки
Шепчет: мимо…

На этом альбом и заканчивается. А двумя годами позднее Земфира разразилась продолжением — удивительно глубоким во всех смыслах альбомом «Спасибо». Как она говорила впоследствии, «Вендетта» — это период непонимания, а «Спасибо» — период понимания. И сопоставила эти две работы с A Night At The Opera и A Day At The Races группы Queen.

Обложка

Если посмотреть обложки российских рок-исполнителей конца 90-х—начала 00-х, то реально удачные можно пересчитать по пальцам. И этот конверт достоин того, чтобы поставить его в рамку.

Земфира — Вендетта (2005)

По словам певицы, обложку делали в последний момент. Но у профессионалов всегда все выходит круто (даже если сроки нереально короткие). Дадим слово Земфире:

Я не успела заняться оформлением. Мы сделали его, по-моему, за три часа. Предыдущую обложку мы сделали за три месяца. И, глядя на эти две обложки, я понимаю, что разница, в общем, невелика. Мне оформление нормальным показалось. Больше всего мне нравится, как выглядит сама пластинка. Я хотела, чтоб она с другой стороны была тоже черной, — есть CD-R, черные с обеих сторон. Но, к сожалению, это оказалось невозможным, потому что графит, что ли, неделю въедается в пластик, а мы отдали пластинку на завод за сутки до релиза. А если бы она была с двух сторон черная, это был бы просто праздник.

И интересный момент: на конверте стоит короткое посвящение — «Звездочке». Остается только гадать, кто эта звездочка — не она ли сама?

Диагноз

В дискографии Земфиры «Вендетта» стала первой по-настоящему цельной, плотной, разносторонней и уверенной работой. Секрет успеха пластинки заключен в детализированном продакшне и неслучайных элементах. Этим альбомом она действительно отстояла свое право быть главной певицей страны.

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок