Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

Аквариум — Треугольник (1981)

Рецензия на альбом Аквариум — Треугольник (1981)

Треугольник — воистину лучший советский концептуальный рок-альбом. Хотя, вообще-то там больше авангарда и абсурда, нежели привычного рока. Альбом примечателен многими явлениями, которые в дальнейшем отразились на «Åквариуме»: здесь впервые появился легендарный пианист Сергей Курехин («Поручик Иванов», «Мочалкин Блюз» и др.), многие абсурдные стихи написаны экс-участником «Åквариума» Анатолием Гуницким, молчаливый виолончелист Всеволод Гаккель в первый и последний раз спел сольно («Два Тракториста»). На альбоме можно услышать даже женский вокал («Крюкообразность»). Эта пластинка не лезет ни в какие рамки и уж никак не ассоциируется у рядового слушателя с такими песнями «Åквариума» как «Поезд в огне» или «Рок-н-ролл мертв».

Судя по всему, концепция альбома заключалась в следующем:

А вот что сказал о «Треугольнике» Борис Гребенщиков:

Если чего-то хотеть — не сознательно, а всем существом — то это сбывается. В волшебным образом свалившейся на нас с неба студии весной и летом '81 мы записываем то, что я всегда любил — альбом чистого и безответственного абсурда.

Чистый и безответственный абсурд! Возможно поэтому многим не следует начинать знакомство с «Åквариумом» с этого альбома, иначе могут остаться противоречивые чувства об этой группе. Но со мной произошло именно так: мне было 9 лет и ко мне в руки попала кассета (без коробки и буклета), на которой было написано «Åквариум». Меня сразу же удивили две вещи:

  1. На кассете не было названия альбома (а на изображение треугольника я сначала не обратил внимания).
  2. С одной стороны было написано «Сторона жести», а с другой — «Сторона бронзы».

Я заинтересовался, но поскольку не смог разобрать, где привычные стороны А и Б, включил альбом «на авось». Как выяснилось несколько лет спустя (когда у меня появился буклет от альбома), я начал слушать «Треугольник» со второй стороны — «Стороны бронзы». Я услышал гул ветра, отдаленный звук флейты и гитару, похожую на гусли. А потом какое-то булькание и немного пугающие глухие барабаны. И затем приятный мужской голос запел:

Кто откроет дверь, бесстрашный, как пес?
Мастер мух, собеседник стрекоз,
Увенчанный крапивой и листьями роз — 
Миша из города скрипящих статуй.

Мне понравилось. И я стал слушать дальше, все больше и больше отрываясь от действительности.

Треклист

Сторона жести:

  1. Корнелий Шнапс
  2. Поручик Иванов
  3. Марш
  4. Козлодоев
  5. Поэзия
  6. Два Тракториста
  7. Мочалкин Блюз
  8. Хорал
  9. Крюкообразность
  10. Матрос

Сторона бронзы:

  1. Миша из Города Скрипящих Статуй
  2. Гинивер
  3. Начальник Фарфоровой Башни
  4. У Императора Нерона
  5. Мой Муравей
  6. Сергей Ильич (Песня для МБ)

Альбом родился, как и многое великое, вследствие шуток: летом 1981-го «Åквариум» сидел в студии Андрея Тропилло на Охте и вел работу сразу над двумя альбомами — «Электричество» и «Акустика». А в качестве отдыха от основной работы музыканты баловались и экспериментировали с аппаратурой и назаписывали кучу коротеньких песенок, которые стали все больше и больше занимать их внимание. И в итоге вылились в самый странный концептуальный альбом эпохи советского аундерграунда. Вот что по этому поводу сообщает Борис Гребенщиков:

Половина песен написана в трамвае по дороге в студию, а срепетирована и аранжирована на ступенях Дома Юного Техника в ожидании звукорежиссера, известного своими многочасовыми опозданиями. К чести его надо сказать, что происходящий бред он воспринимал крайне профессионально, сам подыграл на блок-флейте в «Мише» и вообще уважал нашу бескомпромиссную любовь ко всему нелогичному. Вообще, в «Треугольнике» небывало высок процент группового творчества; наверное, все просто были настроены на одну и ту же волну.

Что касается названия, то тут стоит уточнить, что изначально альбом не имел названия, а на обложке было решено поставить символ треугольника (аккуратно ссылаясь на не менее концептуальный шедевр — пинкфлойдовский The Dark Side Of The Moon). Но в народе альбом прижился именно как «Треугольник».

Обычно пластинки делятся на стороны А и Б. Но в некоторых концептуальных альбомах музыканты обыгрывают стороны для укрепления взаимосвязи или деления альбома на две части. Например: альбом Queen II (группы Queen) имеет деление на White Side и Black Side, или у The Doors альбом Morrison Hotel состоит из двух частей — Hard Rock Cafe и собственно Morrison Hotel. «Треугольник» же состоит из «Стороны жести» и «Стороны бронзы». С одной стороны, первая сторона — это действительно «жесть», а вторая — более гладкая, отполированная, выверенная и более романтическая (бронзовая). С другой стороны, такое деление на «металлы» несет некий исторический оттенок, а также напоминает о ценности металлов и их культурном применении (скажем, в древности из бронзы делали различные предметы искусства). К слову, ранее «Åквариум» уже экспериментировал со сторонами А и Б — на «Синем альбоме» указано «Эта сторона» и «Та сторона».

В то солнечное лето БГ взахлеб читал Толкиена, да еще и подсадил на него своих коллег. Помимо книг про властелинов колец Гребенщиков тащился от T-Rex и Марка Болана, поэтому поэзия на «Стороне бронзы» пропитана толкиеновскими фолк-мотивами и одна песня даже посвящена М.Б.:

Еще один сентябрь — сезон для змей;
Мы знаем наш час, он старше нас.
Жемчужная коза, тростник и лоза,
Мы не помним предела, мы вышли за.

В каком-то смысле «Треугольник» — это экспериментальный звуковой коллаж наподобие тех, что делал американский композитор Джон Кейдж. Здесь непосредственно музыка звучит вперемешку со звуками грома, полетом насекомых, мычанием коровы, воем ветра и многого другого. Другое Кейджевское влияние — это использование препарированного пианино в «Поручике Иванове» (позже Курехин дал волю этому «железному» пианино на альбоме «Табу»). И еще немного Кейджа — это «Поэзия», воспроизведенная в обратную сторону.

Корнелий Шнапс

Альбом начинается со стихотворения про Корнелия Шнапса, исполненного в сопровождении металлофона и звуков грома:

Корнелий Шнапс идет по свету,
Сжимая крюк в кармане брюк.
Ведет его дорога в Лету,
Кругом цветет сплошной цурюк.

Несмотря на минималистичность аранжировки, в треке передана атмосфера жаркого лета. А глубины добавляет немного нетрезвый хор, вступающий во второй части:

Корнелий мелодично свищет
Гармоний сложных и простых.
Он от добра добра не ищет...
Вот и конец пути: бултых!

И опять звуки грома, и опять ощущение летнего зноя перед освежающей грозой. По словам БГ, стихотворение написано в трамвае по дороге в студию, а аранжировка — на ступенях у входа в Дом Юного Техника.

Поручик Иванов

Под затихающие звуки грома появляется джазовое вступление, напоминающее по атмосфере озвучку для немого фильма — это вклад Капитана (Сергея Курехина). Настроение полностью меняется. Но как только БГ начинает петь, все опять скатывается в насмешливый абсурд. Стихи — это просто нечто:

Где ты теперь, поручик Иванов?
Ты на парад выходишь без штанов;
Ты бродишь там, божественно нагой,
Ты осенен троллейбусной дугой.

Как рассказывают очевидцы, Капитан взял расчески, вставил между зубцов папиросную бумагу и получились хэндмэйд казу (казу — это такой музыкальный инструмент). После этого он заставил играть на них всех, кого смог поймать (а поймал он Дюшу Романова и Севу Гаккеля, и дополнил трио собственной персоной). В итоге у них получилось невероятное стерео-соло! А потом пауза: грубые удары по клавишам — и припев: 

И по ночам горит твоя свеча,
Когда клопов ты душишь сгоряча,
И топчешь мух тяжелым сапогом...
Не дай Господь мне стать твоим врагом.

И сразу после припева звучит быстрая концовка, как и в начале песни, в стиле немого кино (сразу приходят на ум киноленты Чарли Чаплина).

Марш

Шуточная зарисовка на военно-армейскую тему, спетая чуть нестройным хором под флейту, «злые пули» и топот сапог марширующих солдат:

Я покоряю города
Истошным воплем идиота;
Мне нравится моя работа,
Гори, гори, моя звезда!

В 1989 году песня была перезаписана для фильма Сергея Соловьева «Черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви», и там уже звучал настоящий военный оркестр.

Козлодоев

Песня стала широко известной после того, как попала в фильм «АССА», где ее исполнил Бананан Крымову во время прогулки на катере:

Сползает по крыше старик Козлодоев,
Пронырливый, как коростель.
Стремится в окошко залезть Козлодоев
К какой-нибудь бабе в постель.
Вот раньше, бывало, гулял Козлодоев,
Глаза его были пусты;
И свистом всех женщин сзывал Козлодоев
Заняться любовью в кусты.

Говорят, что рок-н-ролл и секс — вещи сильно связанные друг с другом, и одно без другого невозможно. «Козлодоев» — не исключение. Хотя за такую поэзию в советские времена можно было «попасть» основательно. Но «Åквариум» был андерграундной группой, и поэтому их это обошло стороной.

И снова мы слышим металлофон. А «отвечает» ему что-то вроде детской пищащей резиновой игрушки (почему-то представляется уточка).

Поэзия

Хаотичный набор звуков, состоящих из голоса БГ и каких-то радио-помех:

Тор ебет увроп орокс о орокс
Дору акьдяд йызалгортсыб о.
Улоп ан типиркс, кичваруб течакс,
Улип манишрев к юамыдзв я, ьчорп.
Ьширогс янаб ыт орокс о орокс,
Жирап дорог уживанен я.
Ьшипирх ыт ярз, чиверац йыпулг,
Ьширогс ыт едг, янаб яаксниф.

Но на деле все гораздо проще: если воспроизвести «Поэзию» задом наперед, то вы услышите звуки пианино (кстати, в хаотичном порядке) и голос Гребенщикова, который вполне связно читает следующее стихотворение:

Финская баня, где ты сгоришь,
Глупый царевич, зря ты хрипишь.
Я ненавижу город Париж,
Скоро о скоро ты баня сгоришь.
Прочь, я вздымаю к вершинам пилу,
Скачет буравчик,скрипит на полу.
О быстроглазый дядька урод
Скоро о скоро порву тебе рот.

Между прочим, благодаря этим загадочным словам «штёр» и «арокс» родилось название для концертного альбома «Åквариума» 1982 года — «Арокс и Штёр». А в конце 80-х участники «Åквариума» самиздатом выпустили два номера газеты с таким же названием.

Два тракториста

— Мууу!
— (Свист). Э... э... (Свист).
— Мууу...
— Куда пошел? (Шлепок). Куда пошел?
— (Свист).

Забавная песенка в исполнении иисусоподобного Всеволода Гаккеля и, кроме того, его дебют как вокалиста:

Широко трепещет туманная нива,
Вороны спускаются с гор.
И два тракториста, напившихся пива,
Идут отдыхать на бугор.

Здесь все весело — и пение Гаккеля, и пианино (вряд ли здесь играл Курехин), и шуршащая перкуссия, и бэк-вокал БГ и Ольги Першиной, и даже Santana с Weather Report:

Один Жан-Поль Сартра лелеет в кармане,
И этим сознанием горд;
Другой же играет порой на баяне
Сантану и Weather Report.

Трактористы — интересные личности: они вроде бы простые сельские мужики, которые после обеда естественно напиваются пива и бездельничают «на бугре». Но при всей своей «деревенскости» они вполне интеллигентны: читают Жан-Поль Сартра, слушают Карлоса Сантану и Weather Report. И не просто слушают, а иногда даже поигрывают их на баяне (не на балалайке же).

Мочалкин блюз

Обратите внимание: «Мочалкин блюз» — это джаз!

Песня засветилась в фильме «АССА» (также как и «Козлодоев»). Тут есть фирменное соло от Курехина, интеллектуальные ударные и вообще настоящий джазовый саунд:

Хочу я всех мочалок застебать,
Нажав ногой своей на мощный фуз;
И я пою крутую песнь свою — 
Мочалкин блюз.

Обилие английских слов (фузз, шуз, мэн) делает «песнь» по-настоящему западной. Да и музыка тоже интересная и не очень-то простая, что вызывает восторг и партиотическую гордость за «наших»: не только в Новом Орлеане умеют играть настоящий джаз.

Рассказывают, что во время записи песни в студии присутствовал и недоумевал от происходящего юный Алексей Вишня — ученик звукорежиссера Андрея Тропилло, который известен в первую очередь сотрудничеством с группой «Кино» (в частности он записал и выпустил альбом-бутлег «46»).

А самая ранняя версия «Мочалкиного блюза» дошла до наших времен вместе с первым «доисторическим» альбомом «Искушение святого Аквариума», записанном в 1973 году.

Хорал

Что лучше, пена или дом,
Давай-ка вместе поразмыслим;
Тогда, дай Бог, все наши мысли
Исчезнут в небе голубом...

Стебно, но по-церковному красиво.

Крюкообразность

Ольга Першина (на конверте указана фамилия Протасова) исполнила роль некоей прихворавшей литературно-цветочной нимфы, которая говорит на старый манер («дохтора»), а «Мадонну Литту» ставит превыше всего. И еще наверняка любит читать романы: 

Крюкообразность — мой девиз,
Мадонна Литта — мой каприз.
Ромашки ем я вместо чаю,
Но пастуха не привечаю.

И после первого куплета добавляет «ах». А потом продолжает:

Твердые розы рву с утра,
Когда ж приходят доктора,
Я им в лицо слюною едкой
Плюю вонючие объедки.

Флейта и виолончель придают треку драматичности, подчеркивая женский вокал, и воссоздавая чеховскую обстановку. И в конце героиня делает тот самый плевок из «вонючих объедков» — прямо в уши слушателя.

Матрос

«Матрос» закрывает первую часть альбома — «Сторону жести». Шум прибоя, крики чаек, морской колокольчик. Ассоциации: ночь, шторм, неяркий фонарик, северный флот, раскачивающееся на волнах старое рыболовное судно. Минорная песня под пианино, псходелическую виолончель Гаккеля и блок-флейту, на которой сыграл звукорежиссер «Треугольника» Андрей Тропилло. Кстати, в тексте есть отсылка к его студии на Охте (в которой и записан альбом), а может и целое посвящение:

Со злым тараканом один на один
Ты бьешься, бесстрашен и прост;
Среди осьминогов, моржей и сардин,
Прекрасный, как Охтинский мост.

А дальше начинается «Сторона бронзы».

Миша из города скрипящих статуй

По рассказам очевидцев, естественная реверберация в треке (гул ветра с самом начале) появилась благодаря смекалке и эксперименту: кто-то из музыкантов то ли дул в пианино, то ли играл на флейте, направленной в резонатор пианино, и дергал за струны. Говорят, на пианино играли Сева Гаккель и Александр Кондрашкин. И поверх многих слоев клавишных чистый голос БГ растягивает слова:

С полночными зубами, славный, как слон,
Царапающий лбом скрижали времен;
Стоять столбом — это движется он,
Миша из города скрипящих статуй.

За счет звуковых эффектов, раскиданных по стерео-панораме, получилось полное присутствие в этом самом городе скрипящих статуй. Гитарный эффект «квак» придал треку ощущение подводного мира (хотя и немного напоминает бульканье в Yellow Submarine у The Beatles).

Гинивер

Средневековая композиция с флейтой и виолончелью. Снова мистика. А клип снят для советского телевидения (непонятно по какой причине, непонятно по какому сценарию):

Кстати, Гинивер (Guinevere) была женщиной короля Артура. Поэтому этот трек можно счиать отсылкой к аквариумовской англоязычной композиции — «Артур» (Death Of King Arthur). Да и по звучанию они схожи. И вдохновлены одним и тем же литературным произведением.

Начальник фарфоровой башни

Ранний «Åквариум» особенно прекрасен во многом благодаря магическим звукам виолончели Севы Гаккеля. Она «поет» как бы независимо от самой песни, Всеволод наигрывает сам себе что-то приятное и чуть несвязное. А все вместе получается немного средневеково и невероятно красиво:

Начальник фарфоровой башни,
Часами от пороха пьян.
Жрецы издыхают на пашне,
И с голоду бьют в барабан.

Здесь звучит вибрирующая гитара и «булькающая» перкуссия, делающие композицию чуть сонной, дремотной и оттого загадочной. Запись также проходила при необычных обстоятельствах. Во время записи в студии находился приятель Севы Гаккеля и всячески мешал игре на виолончели. Вот что об этом вспомнил виолончелист Всеволод:

Так, я помню, во время записи «Начальника фарфоровой башни», передо мной на корточках сидел Женька Степанов и скрипучим голосом издавал странные звуки в микрофон, через который я играл, и корчил такие рожи, что я еле сдерживал смех и с трудом играл.

У императора Нерона

Занимательное вступление, где голоса, накладываясь с оттяжкой на друг на друга, создают настоящий церковный хор:

А текст, опять же, творение Анатолия «Джорджа» Гуницкого из серии полного абсурда:

У императора Нерона
В гостиной жили два барона,
И каждый был без языка;
Что делать, жизнь нелегка.

Уникальный трек для архивов советского рока!

Мой Муравей

Со слов БГ, он хотел сделать нечто подобное битловской Dear Prudence. Даже использовал такую же гармонию на стихи «Джорджа»:

Приди ко мне, мой муравей,
Как рудокоп в туман приходит,
Лишь альтруисты в злате бродят,
Мой муравей...

В партии виолончели встречаются интересные обертона, делающие трек загадочным и близким по атмосфере к «Начальнику фарфоровой башни».

Сергей Ильич (песня для МБ)

МБ — это Марк Болан, творчеством которого в то время увлекался Гребенщиков. Болан указан в качестве автора музыки к этой песне, т.к. БГ заимствовал мелодию из болановской Cat Black (The Wizard's Hat) с альбома 1969 года Unicorn, а текст написал сам:

Сергей Ильич — работник сна,
Одетый в шелк шелестящий волк;
Алмазный МАЗ с колесом из льна
Въехал в дверь, и пришла весна.

В проигрыше можно услышать голос БГ, произносящий что-то непонятное. Этим непонятным является фраза «колесница из шелка», пущенная в обратную сторону. Это тоже отсылка к Болану, а именно, к его песне Chariots of Silk (тоже с альбома Unicorn).

Также в тексте есть фраза «сезон для змей». Много лет спустя она стала названием еще одного концертного альбома «Åквариума». Так что неспроста выше говорилось, что этот альбом оказал огромное влияние на последующие годы «Åквариума». Как минимум, в текстах «Треугольника» зародились названия для двух концертных альбомов.

И в самом конце пластинки, после окончания «Сергея Ильича» следует фраза:

Ласто бет ламмен

Ее можно перевести с эльфиского языка как «внемли моим словам». И снова толкиеновские штучки. И снова загадки.

Обложка

«Åквариум» всегда славился своим трепетным отношением к оформлению обложек. Частенько на конверте была какая-нибудь цитата, полная мудрости или символ, или еще что-то мистическое. Помимо этого, на многих конвертах «естественных» альбомов «Åквариума», записанных в 80-е, присутствовали ребусы. Это было ничто иное как список участников записи. На задней стороне обложки «Треугольника» стоит следующее «уравнение»:

I Å (▼) = Å + С. Курехин и
                     О. Протасова
II тексты ММ • УИН • Кр 
   х • м • п – написал Джордж
фото – Вилли

Эльфийская тема (которая присутствует в некоторых песнях), есть и на обложке: на внутренней стороне конверта слово «Аквариум» написано двумя видами толкиеновских рун («чтобы гномы и эльфы смогли понять, о какой группе идет речь»):

А про переднюю сторону конверта попросим рассказать виолончелиста «Åквариума» Всеволода Гаккеля:

Фотосессия проходила в коридоре Дома Пионеров. Я залез на подоконник и спрятался за занавеску, а Боб вместо лица прилепил отражатель от калорифера. У Боба была странная концепция оформления обложки, каждый раз он почему-то приглашал не всех участников записи.

Аквариум — Треугольник (1981)

Забавно, что когда известный музыкальний критик Артемий Троицкий услышал запись «Треугольника», он решил, что этот материал вряд ли будет интересен слушателям. Но он ошибся: альбом пришелся по вкусу публике и разошелся в народе бесчисленными копиями, количество которых подсчитать не представляется возможным.

Диагноз

«Треугольник» так и остался «безответственно абсурдным» альбомом, даже в дискографии «Åквариума» — он выделяется среди других записей своей детскостью и несерьезностью. И тем более, его сложно ставить в один ряд с другими советскими рок-альбомами (хотя на одной полке они смотрятся убедительно). «Треугольник» — это прекрасное исключение, которое случилось и осталось жить своей удивительной жизнью.

При подготовке этой рецензии были использованы цитаты из «Краткого отчета о 16 годах звукозаписи», написанного Борисом Гребенщиковым, книги «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом» виолончелиста Всеволода Гаккеля, а также материалы из выпуска радиопередачи «Летопись», посвященного этому альбому (Наше Радио).

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок