Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

The Rolling Stones — Let It Bleed (1969)

Рецензия на альбом The Rolling Stones — Let It Bleed (1969)

Let It Bleed — один из лучших рок-альбомов в истории музыки. Настоящая классика. О нем можно говорить часами. А слушать-переслушивать — годами. На этой пластинке «роллинги» подписали окончательный контракт с дьяволом, настолько окончательный, что даже включили в треклист кавер на песню Love In Vain Роберта Джонсона (того самого, который продал душу дьяволу в обмен на мастерство игры на гитаре). Да и в мире много чего происходило: шла к логическому завершению война во Вьетнаме, эпоха хиппи исчерпала себя, так и не сказав ничего внятного. И начал набирать обороты хард-рок.

Да, много всего проиcходило в то время, в том числе и в Роллинг Стоунз. Брайн Джонс почти полностью отошел от дел (сыграл всего лишь на двух треках), а потом и вовсе умер. Но это другая история. А группа двинулась дальше — в Алтамонт, сыграв бесплатный концерт на скандальном хиппи-фестивале, который охраняли вооруженные «Ангелы Ада» (и даже кого-то прирезали). В те же дни The Rolling Stones обрели отличного гитариста — тихого парня по имени Мик Тейлор, который играл с ними несколько лет и записался на лучших пластинках группы. У Кита Ричардса прорезался голос и он спел на You Got The Silver (впоследствии она стала его визитной карточкой). Ну и наркотики стали тяжелее, и их стало больше. Что, конечно, также сказалось на звучании альбома.

Треклист

  1. Gimme Shelter
  2. Love In Vain
  3. Country Honk
  4. Live With Me
  5. Let It Bleed
  6. Midnight Rambler
  7. You Got The Silver
  8. Monkey Man
  9. You Can't Always Get What You Want

Годом ранее группа выпустила Beggars Banquet, и своим возвращением к блюзовому звучанию доказала, что Stones — не группа-однодневка, что они действительно мастера своего дела. Let It Bleed позволил закрепить за собой статус супер-звезд.

Название пластинки обыгрывает битловский альбом Let It Be, который, к слову, продюсировал Фил Спектор, ранее также работавший и со «Стоунз» (еще он изобрел кучу всяких полезных вещей, например, эффект «flanger»).

Gimme Shelter

Невероятно печальное и мрачное начало песни — этот таинственный пружинистый гитарный рифф. Напоминает прощание с чем-то, чего уже никогда не повторится. Затем вся эта процессия переходит в настоящий неистовый рок. Не обошлось и без этнических элементов — звук гуиро задает «сыпучий» ритм, а затем и маракасы (которые «Роллинги» использовали постоянно и с большим энтузиазмом, сделав их своим фирменным знаком).

Мик не жалеет связок и поет всем телом. Да и певица Мэрри Клейтон внесла свой вклад (который некоторые критики считают лучшим женским вкладом в The Rolling Stones).

War, children, it's just a shot away, it's just a shot away

Говорят, она была беременна в том момент, а после сессии звукозаписи у нее случился выкидыш — настолько эмоционально она пела.

В тексте можно встретить намеки про войну во Вьетнаме, про окончание эпохи «детей цветов», про «бури» в головах людей, и даже отсылку к более старой песне — Not Fade Away.

Довольно лихо — поставить такую «черную» песню первой на пластинке, к тому же они не выпустили ее синглом (хотя она безусловный хит). Однако, не ошиблись.

Love In Vain

До сих пор не пойму, что такого они сделали, что акустическая гитара звучит так притягательно.

Слайд-гитара в исполнении нового гитариста Мика Тейлора очень напоминает звук гудка поезда. Создается ощущение перрона, на котором и происходит действие. В голосе Мика сконцентрированы печаль и принятие, а также обреченность и спокойствие:

Well, I followed her to the station
With a suitcase in my hand
Yeah, I followed her to the station
With a suitcase in my hand
Whoa, it's hard to tell, it's hard to tell,
But all your love's in vain

А что тут скажешь — блюз, он всегда такой. Классическая песня о расставании с женщиной. Стихи, как и водится у блюзменов, простые и о самом главном:

When the train left the station
It had two lights on behind
Yeah, when the train left the station
It had two lights on behind
Whoa, the blue light was my baby
And the red light was my mind

Сколько печали и самобичевания! При этом есть понимание, что эта боль есть ничто иное, как игры разума.

Шорох пленки уносит нас еще дальше, во времена старой Америки — в дни Роберта Джонсона (автора этого шедевра). Кстати, в ранних тиражах альбома в качестве автора этой песни был указан Вуди Пэйн (псевдоним Джонсона).

Midnight Rambler

Блюз-страшилка, построенная на цитате из заголовка бульварной прессы. Дадим слово одному из авторов этого хита — Киту Ричардсу:

Midnight Rambler — это чикагский блюз. Аккордовая последовательность не блюзовая, но звук — чистый Чикаго. Я знал, как попасть с ритмом. Он был в плотности структуры, в этой очереди из ре-, ля- и ми-аккордов. Это не блюзовая последовательность, но на выходе звучала как матерый блюз. Один из самых оригинальных блюзов, которые можно услышать у Stones. Название, вся история — это просто фраза, типичная для сенсационных заголовков, которые не живут дольше суток. Просто тебе повезло заглянуть в газету: «Ночной бродяга снова взялся за свое» — о, это мне пригодится.

Особенно выделяется диалог электрогитары и губной гармоники. И все это приправлено «ревером» и «отражениями». Отчего возникает реальное ощущение ночной подворотни. Ну и всякие фишки в виде замедления-ускорения, оттяжки, срывы и паузы — все на высочайшем уровне и в тему.

Кроме того, это одно из последних появлений Брайана Джонса — здесь он играет на перкуссии.

Country Honk

Вообще-то, в народе она больше известна под названием Honky Tonk Women. А на альбоме представлена другая ее версия, более раний вариант. Но со своейственной кантри-музыке элементами.

Мы отправились в Мату-Гросу. Жили там несколько дней на ранчо, где с Миком на пару написали Country Honk, сидя на веранде как ковбои, сапоги на перилах, и представляя, что мы в Техасе. Это была кантри-версия того, что потом превратилось в сингл Honky Tonk Women, уже когда мы вернулись в цивилизацию.

Тут и скрипка поперек вокала, шум улицы, гудки пикапа, акустическая гитара с открытой настройкой, небрежные ухающие ударные, нетрезвые подпевки и даже где-то на заднем плане слайд-гитара. Одним словом, кабак. Или ранчо.

Let It Bleed

Да, опять слайд. Дело в том, что:

  1. Кит в те дни узнал об открытой настройке для гитары, которую часто используют блюзовые гитаристы для игры слайдом.
  2. Новый гитарист Мик Тейлор оказался большим мастером игры слайдом.

Поэтому и звезды сошлись в пользу блюза. На этом треке активно применяется узнаваемый роллингловский прием сочетания двух гитар (ритм + соло), который Кит Ричардс называет гитарным плетением: никогда не разберешь, кто держит ритм, а кто солирует, потому что гитаристы жонглируют и обмениваются своими партиями.

А как прекрасен вокал Мика Джаггера: в первом куплете тембр его голоса глухой, в духе черных блюзменов. Затем он переключается в свою классическую манеру «кокни», распевая слова небрежно и делая спонтанные паузы.

Well, we all need someone we can lean on
And if you want it, you can lean on me

Слегка неровные подпевки Кита еще больше устаканивают гедоническую и декадентскую атмосферу песни.

Есть в этом произведении еще одно интересное место, в самом начале: когда слайд уже прозвучал, заводится пленка на магнитофоне, набирает скорость. От этого получился такой чисто студийный звук, который в наши дни все реже встречается в звукозаписи.

You Got The Silver

Это золотой шедевр! Кит Ричардс вошел во вкус и как сольный автор.

Tell me, honey, what will I do
When I'm hungry and thirsty too
Feeling foolish (and that's for sure)
Just waiting here at your kitchen door

Кит демонстрирует свои навыки игры слайдом на акустической гитаре. Его блюзовая манера подчеркнута не менее блюзовой слайд-гитарой, звучащей на фоне реверс-эффекта. Брайан Джонс сыграл на автоарфе. А Чарли Уоттс безупречно управился с щетками, отчего песня обретает еще больший вкус кантри-блюза.

Во второй части бэнд начинает «жарить» — вступают клавишные и полноценные роковые барабаны, и все наполнятеся новыми смыслами. Да и голос Кита Ричардса становится мощнее и увереннее. С его слов, в песне он выражает свои чувства его тогдашней возлюбленной — актрисе Аните Палленберг.

You got my heart, you got my soul
You got the silver, you got the gold
You got the diamonds from the mine
Well that's alright, it'll buy some time

Известно, что где-то в архивах группы существует версия с вокалом Мика Джаггера. Но было решено оставить именно вариант с голосом Кита. Согласитесь — это песня ему подходит по всем параметрам, он ее прочувствовал и спел как нужно, по-пиратски и с чувством.

You Can't Always Get What You Want

And if you try sometime you find
You get what you need

Песня из разряда жизнеутверждающих. Причем, сделана консервативно, по-английски: взять хотя бы хор, который растягивает так, как это делают только в Англии:

You ca-a-arnt always...

Добавим сюда валторну, пару гитар и каскадное пианино на фразе «and if you try sometime». А в припеве меняется рисунок фортепиано на самбу, плюс перкуссия: получается какой-то англо-латинский винегрет.

В песне есть слова, которые принято считать посланием продюсеру «Стоунзов» — Джимми Миллеру (кстати, он сыграл в этом треке на ударных):

I went down to the Chelsea drugstore
To get your prescription filled
I was standing in line with Mr. Jimmy
And man, did he look pretty ill
We decided that we would have a soda
My favorite flavor, cherry red
I sung my song to Mr. Jimmy
Yeah, and he said one word to me, and that was "dead"

«Dead» — так, согласно легенде, они восклицали, когда рабочая версия песни обретала драйв и начинала издавать запах денег. Ну и не смогли не упомянуть «аптеку» (увлечения все-таки еще как влияли на творчество).

Под конец бэнд идет в разнос, хор не унимается, да еще и меняют темп. Хороший финал.

Обложка

О, это отдельная история! Дизайнер обложки Роберт Браунджон изменил порядок песен на задней стороне конверта, объяснив это тем, что стремился к визуальной гармонии, и что правильный порядок песен указан на самой пластинке.

The Rolling Stones — Let It Bleed (1969)

На передней стороне конверта изображен старинный патефон, на котором играет эта пластинка. Вместе с ней на подставке для торта крутится «гамбургер», составленный из циферблата часов, автопокрышки, пиццы, банки с магнитной пленкой (видимо, с записью Let It Bleed — по крайней мере, так на ней написано), а сверху сливочный крем и кондитерские фигурки музыкантов. Десерт оформлен коктейльными вишенками, куда ж без них?

Диагноз

На этой пластинке The Rolling Stones задали высший уровень, на пределе своих возможностей. И этот альбом открыл эпоху их самых выдающихся работ: Sticky Fingers, Exile On Main Street, Goats Head Soup и т.д. Этот альбом — настоящая находка, несмотря на практически полный минимализм в техническом плане и простоту аранжировок (интересно, что тогда же их коллеги The Beatles шли совершенно иным путем). Здесь только дикая энергетика и море блюза. Его можно слушать сотни раз и каждый раз по-новому.

При подготовке этой рецензии были использованы цитаты из замечательной автобиографической книги Кита Ричардса — «Жизнь».

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Читайте другие рецензии на тему The Rolling Stones


Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок