Рецензор Рецензор ВКонтакте Рецензор на Facebook Рецензор в Инстаграме

Авторские рецензии на великие альбомы
Обзоры музыкальных новинок
Главные рок-альбомы XXI века

Все рецензии      Великие альбомы      Обзоры новинок      Альбомы XXI века new      Исполнители      О сайте

Lou Reed — Transformer (1972)

Рецензия на альбом Lou Reed — Transformer (1972)

Transformer — шикарная пластинка! Самобытный вокал Лу Рида, безусловное влияние Зигги Стардаста, немного лоу-файный звук и красивейшие гармонии. А что еще нужно хорошему диску? Помимо хороших песен такому диску нужен большой хит — Perfect Day. И еще такой диск надо записывать на правильной студии с правильными музыкантами и продюсерами. На Transformer это все присутствует в лучшем виде.

Многие даже не догадываются о степени влияния этого альбома на современную рок-музыку. Да что там говорить, многие даже не подозревают о его существовании. Хотя такие песни как Walk On The Wild Side, Vicious, Perfect Day и Satellite Of Love являются безоговорочной основой рока. Благодаря творчеству Лу Рида многие музыканты находят вдохновение и смелость сочинять не так как все. А он всегда работал «против течения».

Треклист

  1. Vicious
  2. Andy's Chest
  3. Perfect Day
  4. Hangin' Round
  5. Walk On The Wild Side
  6. Make Up
  7. Satellite Of Love
  8. Wagon Wheel
  9. New York Telephone Conversation
  10. I'm So Free
  11. Goodnight Ladies

Это второй сольный альбом Лу Рида после его ухода из The Velvet Underground. А предыдущая пластинка (с простым названием Lou Reed) была скорее взлетной полосой, нежели великим альбомом. Да и песни на первом альбоме были еще со времен The Velvet Underground. Впрочем, на Tranformer есть также несколько песен «вельветового» периода. И если The Velvet Undergorund — это андерграунд, то сольный Лу Рид — это качественная коммерческая поп-музыка.

В этот раз Рид пригласил в качестве продюсера своего друга и музыканта Дэвида Боуи, который вот-вот выпустил свой шедевр The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders From Mars и был в зените славы. А сопродюсером стал Мик Ронсон, с которым Боуи уже сотрудничал ранее. И к тому же, Боуи и Ронсон были любителями The Velvet Underground. Поэтому, музыку и талант Лу Рида продюсеры прекрасно понимали и чувствовали. Возможно, поэтому смогли найти правильный сценарий для будущей пластинки.

В начале 70-х набирал свою силу глэм-рок. Queen успели заявить о себе, T-Rex тоже почувствовали силу жанра, постепенно зарождались Aerosmith. Так что в благоприятный период, звездным составом и с божьей помощью команда приступила к работе.

Продюсер Мик Ронсон внес колоссальный вклад как аранжировщик струнных. Хэрби Флауэрс сыграл на бас-гитаре и контрабасе (и даже соединил обе партии на Walk On The Wild Side). Также на басу был замечен Клаус Форман, имевший опыт работы с самим Джоном Ленноном на его первом сольнике John Lennon / Plastic Ono Band. Дэвид Боуи, в основном, продюсировал, но иногда подпевал (особенно заметно его пение на New York Telephone Conversation).

Запись проводилась на легендарной Trident Stuidos в Лондоне, где в разное время работали Queen, T-Rex, Дэвид Боуи и даже The Beatles. Так что само место располагало к созданию чего-то особенного.

Альбом богат на аранжировки. Здесь есть и струнные (Perfect Day), красивейшие и продуманные бэк-вокалы (Andy’s Chest, Satellite Of Love), контрабас (Walk On The Wild Side) и даже туба (Make Up, Goodnight Ladies).

Голос Лу Рида — это нечто! С одной стороны, чистый и ясный, с другой — немного неуверенный и «ломающийся» как у подростка:

Oh, it's such a perfect day
I'm glad I spent it with you
Oh, such a perfect day
You just keep me hanging on
You just keep me hanging on

Отдельно хочется обратить внимание на звучание гитар. Тут четко различим фирменный «вельветовый» саунд — высокочастотный «липкий» перегруз. В качестве иллюстрации можно привести Vicious, Wagon Wheel и I’m So Free.

Помимо традиционных атрибутов рок-музыки здесь нашел свое место симфонический и джазовый саунд.

Благодаря этой пластинке Лу Рид получил долгожданное мировое признание, хороший заработок и полные залы фанов. А сам альбом вошел в историю как запись, которая актуальна скорее сегодня, нежели в 1972 году.

Vicious

Первый трек задает настроение всей пластинке. Порок, глэм и глум. Замечательно!

У этой композиции есть забавная история. Говорят, что друг и «наставник» Рида Энди Уорхол предложил музыканту написать песню о ком-то порочном (похоже, имея ввиду самого себя), сказав:

Oh, you know, vicious, like I hit you with a flower
(О, знаешь, порочный, это как если бы я ударил тебя цветком)

Лу Рид мотнул это на ус, посидел немного и спустя время появилась одна из ярчайших его песен. Vicious начинается со слов:

Vicious
You hit me with a flower
You do it every hour
Oh, baby you’re so vicious

Чтобы подчеркнуть дух декаденса, после каждой строчки звучит нарочито грубая и перегруженная электрогитара. В одном канале на протяжении всего трека звучит коубелл. В начале он слегка раздражает, но потом понимаешь, что он вполне уместен.

Ритм-гитара сразу выдает то, с чем у многих ассоциируется Лу Рид (в том числе и The Velvet Underground). Такая немного грязная, будто гитарист играет спустя рукава. Таким образом, с самого начала становится понятно: ах, это Лу Рид, кто же еще?

When I watch you come
Baby, I just want to run far away
You’re not the kind of person
Around whom I want to stay

В припеве слышен отдаленный бэк-вокал (можно предположить, что это Дэвид Боуи). А под конец трека Лу Рид практически срывается, повторяя «vicious».

Perfect Day

Большинство людей знает Лу Рида именно по этой песне. Более того, многие полагают, что это чуть ли не единственное, что он записал. Хотя, разумеется, это заблуждение.

Тут прекрасная аранжировка струнных, отодвигающая вокал на второй план. А в проигрыше возвышенное и драматичное фортепианное соло звучит просто божественно!

Некоторые поклонники и критики высказывали мнение, что Perfect Day — это песня о наркотиках. А точнее, о героине. Стихи только подтверждают эту гипотезу:

Just a perfect day
You made me forget myself
I thought I was
Someone else, someone good

Эпохальное появление песни Perfect Day в фильме «На игле» стало своего рода признанием Лу Риду, его влияния на целое поколение:

Ну и самое прекрасное — это голос Лу. Чувственный, немного уставший и печальный — идеально вписывается в музыкальное полотно.

Это действительно лучшая песня Лу Рида!

Walk On The Wild Side

Неоднократно в своих интервью Лу Рид сообщал, что он писал песни о своей жизни и о том, что видит вокруг. Но Walk On The Wild Side — это верх его откровенности. Да это просто компромат!

Здесь Лу рассказывает о реальных людях, которые обитали в легендарной «Фабрике» Энди Уорхола. Вот они: Holly, Sugar Plum Fairy, Little Joe, Candy и Jackie. Самые яркие личности «темной стороны» — это наркодилеры, проститутки, трансвеститы, ганстеры и т.д. Каждый куплет повествует об одном из этих персонажей, например:

Holly came from Miami FLA
Hitch-hiked her way across the USA
Plucked her eyebrows on the way
Shaved her leg and then he was a she
She said, hey babe, take a walk on the wild side
Said, hey honey, take a walk on the wild side

Или:

Candy came from out on the island
In the backroom she was everybody's darling
But she never lost her head
Even when she was givin' head
She said, hey baby, take a walk on the wild side
She said, hey babe, take a walk on the wild side

Судя по всему, Лу Рид также «ходил» по этой wild side. Ведь он тоже был в тусовке «Фабрики» и водил тесную дружбу с Уорхолом.

В треке есть фишка, когда Лу приглашает чернокожих бэк-вокалисток:

And the coloured girls say doo doo doo doo...

И потом начинается невероятное импровизационное соло на саксофоне от Ронни Росса. За несколько лет до этого у него уже была минута славы — партия сакса в Savoy Truffle на битловском White Album. А это кое-что значит.

Уникальность этого трека состоит в интересном сочетании бас-гитары и контрабаса: бас — повыше, контрабас — пониже. Почему-то в рок-музыке до этого никто так не делал (по крайней мере, на выдающихся альбомах и так, что все «наращивается» именно на басовую линию). Так что, Walk On The Wild Side по-своему новаторская.

Барабаны в данном случае выступают в качестве ритмической поддержки и выполняют роль второго (или третьего) плана. Барабанщик играем щетками, создавая джазовый налет.

Наблюдение редактора:

Очень похожее звучание барабанов можно встретить в «Мочалкином Блюзе» группы «Аквариум».

Самое забавное, что Walk On The Wild Side активно крутили радиостанции, даже не догадываясь, о какой «темной стороне» поется в песне. Главное, что мелодия приятная и запоминаемая.

Satellite Of Love

Один из ярких и запоминающихся номеров Лу Рида. Сам он утверждал, что эта песня о ревности.

В композиции много занимательных моментов. Нежная гармония, легкое фортепиано. А лирика совершенно необычна для такой-то песни:

Satellite's gone
Up to the sky
Things like that drive me
Out of my mind
I watched it for a little while
I love to watch things on TV

Далее Лу Рид поет про Марс, который вскоре заполнится запаркованными машинами:

Satellite's gone
Way up to Mars
Soon it will be filled
With parking cars
I watched it for a little while
I love to watch things on TV

В припеве слышен бэк-вокал Дэвида Боуи: bom-bom-bom.

В финальной части меняется гармония, появляется перкуссия и щелчки пальцами, духовые и снова бэк-вокал Дэвида Боуи, который в конце каждой строчки тянет типичное только для него высокое «ooh».

Wagon Wheel

История с авторством этой песни до сих пор покрыта тайной. Дело в том, что кто-то где-то когда-то обмолвился, что на самом деле автор Wagon Wheel Дэвид Боуи. Кто знает...

В треке снова появляется грязная слегка перегруженная электрогитара, звук которой проходит красной нитью через всю пластинку. И замечательные женские подпевки, особенно порочно выделяющие слово «danger»:

But if you think
That you get kicks from flirting with danger
Danger, ooohhh
Just kick her in head and rearrange her

После каждого куплета Лу допевает в духе молитвы:

Oh, heavenly father, what can I do
What she's done to me is making me crazy
Oh, heavenly father, I know I have sinned
But look where I've been, it's making me lazy

И далее все возвращается на круги рок-н-ролла.

Мелодия запоминающаяся и приятная на слух, как впрочем, все песни на этой пластинке. Трек отлично вписывается в общую звуковую концепцию альбома Transformer.

New York Telephone Conversation

Шутливая зарисовка под пианино про то, как двое собираются на вечеринку, обсуждая по телефону вечерний наряд:

Oh, oh, my, and what shall we wear
Oh, oh, my, and who really cares

Вокал — Лу Рид и Дэвид Боуи. Причем Боуи исполняет женскую партию. Спустя пару лет подобным приемом воспользовался Фредди Меркьюри в песне Brighton Rock, исполнив самостоятельно партии сразу двух героев.

Трек украшен звуками тарелок, оркестровым треугольником и немножко басом. И последняя строка растянута и от этого звучит еще забавнее:

If I can't be with you

I’m So Free

Песня в классическом рок-звучании. Плотный гаражный звук, необъятный гитарный проигрыш между куплетами. Да и песня о настолько высоком уровне свободы, что об этом невозможно умолчать:

Yes I am mother nature's son
And I'm the only one
I do what I want and I want what I see
Huh, could only happen to me
I'm so free
I'm so free

По форме песня проста, но именно мощное звучание делает ее столь яркой. Что еще сказать о хорошей песне, ее лучше слушать.

Goodnight Ladies

Последняя композиция на альбоме. Такой прощальный гимн после большой вечеринки: бокалы пусты, большая часть друзей разошлась по домам:

Goodnight ladies
Ladies goodnight
It's time to say
Goodbye

Но самые стойкие продолжают пить «на посошок»:

Now, all night long
You've been drinking your tequilla
But now you've sucked
Your lemon peel dry, so why not get high, high, high and
Goodnight ladies
Ladies goodnight

Камерное звучание, кларнеты, трубы и туба вместо бас-гитары, мягкие ударные.

В мелодичном и лирическом бридже меняется тональность и используется джазовое оформление из 30–40-х, и и очень хорошо вписались перебивки по ободам рабочего барабана. Лу Рид рассуждает:

Now, if I was an actor
Or a dancer who is glamorous
Then, you know, amorous life would soon be mine
But now the tinsel light of star break
Is all that's left to applaud my heart break
And eleven o'clock I watch the network news

Эта песня достойно завершает историю о похождениях, страстях и пороках, рассказанную в песнях альбома Transformer. После прослушивания пластинки остается приятное и теплое ощущение возвращения домой.

Обложка

На обложке изображен Лу Рид с полуакустическим Epiphone. Это изображение со временем стало культовым. Картинку можно встретить во многих фильмах о музыкантах, например в картине Антона Корбайна «Контроль» (в комнате главного героя Яна Кертиса висит плакат с Лу Ридом).

Lou Reed — Transformer (1972)

Автор обложки — Мик Рок. Он использовал фотографию Лу Рида, но оформил ее в духе уорхоловского поп-арта, сделав по сути графической работой. Темно-горчичные тона сочетаются с порочно-декадентской тематикой песен.

Диагноз

Некоторые успешные музыканты говорили, что первый альбом луридовского The Velvet Underground плохо продавался, но каждый кто его купил, впоследствии создал свою группу. То же самое можно сказать и про Transformer. У обывателей он в лучшем случае известен благодаря песне Perfect Day, но внимательные слушатели уже нашли и продолжают находить в нем источники вдохновения. Редкий образец уникальности и утонченного стиля.

Автор: Александр Благов

 

Купить альбом в iTunes →




Хотите узнавать о новых рецензиях? Подпишитесь сейчас:

comments powered by HyperComments

Больше рецензий:

Расскажите друзьям:

Вконтакте
Facebook

Партнер проекта

 — интернет-магазин виниловых пластинок